Маттиа Бинотто о своём первом сезоне в роли руководителя команды Ferrari и регламенте на 2021-й, который не до конца устраивает Скудерию…
Вопрос: Почему во второй половине сезона Ferrari выглядела лучше?
Маттиа Бинотто: Машина стала лучше. После зимних тестов мы рассчитывали на большее, но машина оказалась недостаточно быстрой. Мы до сих пор не понимаем, что произошло между зимними тестами и гонкой в Мельбурне. Видимо, мы сделали шаг назад, а остальные прибавили. Затем мы стали шаг за шагом двигаться вперёд, увеличивая прижимную силу. Вот и весь секрет.
Вопрос: Обновления, которые команда подготовила к этапу в Сингапуре, стали прорывом?
Маттиа Бинотто: Новинки, подготовленные к Сингапуру, имели большое значение, но этот фактор был не единственным. Мы добились лучшего понимания баланса машины. В Сингапуре мы получили дополнительную прижимную силу, позволившую повысить скорость в поворотах. Но наша машина не была самой быстрой – это особенно заметно в гонках.
Вопрос: У вас были шансы победить и в первой половине сезона. Если бы вы выиграли несколько гонок до летнего перерыва, то смогли бы побороться за титул?
Маттиа Бинотто: Не думаю. Да, мы могли выиграть больше гонок, но этого бы не хватило для титула. Для борьбы за титул нужна самая быстрая и надёжная машина, но у нас её не было. Но мы не так далеко и должны ликвидировать это отставание.
Вопрос: У Mercedes, Red Bull и Ferrari разные аэродинамические концепции. Какая из них оказалась правильной?
Маттиа Бинотто: У Mercedes была идеальная концепция. У них была лучшая машина, поэтому они выиграли оба титула. Нам не хватает прижимной силы, что является решающим фактором в современной Формуле 1. Наша машина была эффективной, но этого оказалось недостаточно.
Вопрос: Вам удалось увеличить прижимную силу, пожертвовав скоростью на прямых?
Маттиа Бинотто: Во второй половине сезона у нашей машины действительно возросло лобовое сопротивление, что привело к уменьшению скорости на прямых. Но зато мы сократили отставание в поворотах с пяти до двух десятых.
Вопрос: Почему Ferrari в гонках теряла преимущество, которое было в квалификации?
Маттиа Бинотто: На быстром круге аэродинамические недостатки машины удавалось скрыть за счёт хорошего сцепления новых шин с трассой. За это мы расплачивались повышенным износом в воскресенье.
Вопрос: Вы стремились занять весь первый ряд на старте, чтобы затем контролировать скорость в гонке?
Маттиа Бинотто: Нет, такой подход не работает. Да, у нас была самая быстрая машина в квалификации, но в гонке приходилось идти на компромиссы. Мы же стремились к тому, чтобы наша машина была самой быстрой в гонке.
Вопрос: В этом сезоне было много разговоров о моторах Ferrari. Некоторые говорили, что ваше преимущество достигает 50 л.с. Это правда?
Маттиа Бинотто: Реальность далека от слухов. Мы считаем, что выигрываем не более 20 сил. Учитывая, что моторы становятся всё более похожими, 20 л.с. – большое преимущество, помогающее нам в квалификации и в гонке. Я горжусь прогрессом мотористов.
Я помню 2014-й – первый сезон с гибридными силовыми установками. Отставание от Mercedes было огромным. Мы в Маранелло приложили много усилий, чтобы сократить это отставание.
Вопрос: Насколько велико было отставание в 2014-м?
Маттиа Бинотто: Более 80 л.с.
Вопрос: Соперники утверждают, что Ferrari лишилась преимущества после того, как FIA выпустила директиву, уточняющую работу силовых установок…
Маттиа Бинотто: Это правда, что наше отставание сократилось, но выводы о причинах произошедшего сделаны неправильные. Мы не меняли режим работы двигателя. Мы увеличили лобовое сопротивление, чтобы добиться большей прижимной силы. Именно поэтому мы стали немного быстрее в поворотах, но медленнее на прямых.
Вопрос: Вас устраивают опубликованные технические директивы?
Маттиа Бинотто: Чем больше разъяснений сложных правил, тем лучше. Станут ли теперь правила абсолютно ясны? Наверное, нет. Уверен, в будущем будут опубликованы ещё несколько директив. Мы поддерживаем FIA в их стремлении устранить неоднозначность трактовок регламента.
Вопрос: У Ferrari «взрывная» пара гонщиков. Ими сложнее управлять?
Маттиа Бинотто: У нас отличная пара гонщиков, а не «взрывная». У нас быстрые и очень амбициозные пилоты. Тем не менее, то, что произошло в Бразилии, не должно было произойти. Даже если это было всего лишь лёгкое касание, оно имело большие последствия. Себастьян и Шарль отлично ладят друг с другом и знают, что столкновение было неприемлемым. Они обсудили это наедине.
Они знают, чего мы от них хотим, знают, что команда всегда на первом месте. В команде хорошая атмосфера – восприятие со стороны обманчиво. Они общаются, обмениваются информацией, они открыты. Не думаю, что ими трудно управлять.
Вопрос: В своё время в Mercedes тоже происходили столкновения между напарниками – Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. В итоге они установили определённые правила. Вам тоже пришлось прибегнуть к такому решению?
Маттиа Бинотто: Я не знаю, что делали в Mercedes, поэтому не могу сравнивать. В данный момент я не вижу причин устанавливать для гонщиков какие-то правила. Полагаю, они достаточно умны, чтобы избежать подобных проблем в будущем.
Вопрос: В первой половине сезона у Себастьяна было больше проблем с машиной, но ситуация изменилась после летнего перерыва. Что произошло?
Маттиа Бинотто: Себастьяну не хватало уверенности в машине, поскольку задняя часть была нестабильной на торможениях. Если вам не хватает уверенности, вы не можете атаковать на пределе. Чем больше у машины прижимной силы, тем выше у гонщика уверенность – это и привело к росту скорости Себастьяна.
Шарль был для него ориентиром. Что мне нравилось в Себастьяне, так это его спокойствие. Он планомерно работал над этим вопросом, чтобы понять, в чём ему нужно прибавить.
Вопрос: Возможно, Себастьян слишком много думал, тогда как Леклер просто давил педаль газа?
Маттиа Бинотто: У Себастьяна есть опыт. У него аналитический подход – он старается понять причины. Как только гонщик садится за руль, он стремится сделать максимум возможного.
Вопрос: Ferrari долгое время входила в число скептиков относительно регламента на 2021 год, но в итоге проголосовала за перемены. С чем связано изменение вашей позиции?
Маттиа Бинотто: У нас были определённые сомнения относительно некоторых пунктов в новом регламенте. Мы снова и снова чётко выражали свою позицию на заседаниях рабочих групп и руководителей команд. Мы считали, что необходимы другие перемены – и добились успеха. Коробка передач и тормозная система не будут стандартными. Регламент на аэродинамику оставляет больше свободы. Финальный регламент, за который мы проголосовали, лучше, чем первая версия.
Мы поддержали регламент, хотя этот вариант не устраивает нас на 100%. Но если бы мы проголосовали против, это не имело бы значения, поскольку мы оказались бы единственными, кто голосовал против. В этом просто не было смысла.
Вопрос: Что бы вам хотелось изменить в правилах на 2021 год?
Маттиа Бинотто: Я думаю, что сложно предлагать что-то конкретное, пока мы не начнём разработку машины на 2021-й. В процессе мы определим слабые места регламента. Поскольку мы только в начале пути, я уверен, что мы найдём много областей, которые можно сделать лучше. Мы не считаем эти правила окончательными – все должны быть открыты для перемен.
Вопрос: Команде предстоит одновременно разработать две машины с учётом ограничений на работу в аэродинамической трубе. Насколько это сложно?
Маттиа Бинотто: Предстоящий сезон будет очень сложный, нам придётся параллельно работать с двумя проектами. Скоро мы приступим к разработке машины 2021 года – намного раньше, чем обычно. Это означает, что нам потребуется больше ресурсов, сотрудников, денег.
Первая сложность в том, чтобы обеспечить всё необходимое. Как только мы узнаем, что можем себе позволить, тогда и решим, как этим распорядиться. Машина 2020 года почти готова, но зимой она ещё будет продуваться в аэродинамической трубе. В начале сезона мы узнаем, где находимся по сравнению с другими командами, и тогда решим, сколько ресурсов вкладывать в тот или иной проект.
Вопрос: С 2021 года начнут действовать бюджетные ограничения. Ferrari – одна из команд, которой придётся сократить расходы. Как вы планируете это сделать?
Маттиа Бинотто: Нам придётся сокращать расходы, но я пока не уверен, насколько. Финансовый вопрос очень сложен. В данный момент мы как раз этим занимаемся. Возможно, нам придётся увольнять сотрудников, но в Италии это сделать намного сложнее, чем в других странах. Мы не сможем просто отправить людей по домам. Вероятно, наши сотрудники перейдут в отдел GT или дорожных машин.
Нам предстоит решить серьёзную задачу, и для этого мы наняли группу специалистов. Следующий месяц получится интересным.