Утром в пятницу в Мельбурне прошла совместная пресс-конференция Шона Братчеса и Росса Брауна, коммерческого и спортивного директоров Формулы 1.
По словам Братчеса, он около трёх десятилетий посвятил спортивному медиа-бизнесу и в Formula One Group отвечает за всё, что не входит в компетенцию Брауна, т.е. это работа со спонсорами, промоутерами гонок, вопросы, связанные с правами на трансляции, с развитием цифровых коммуникаций и т.д.
Росс Браун, пожалуй, в особом представлении не нуждается.
Росс Браун: Я очень рад вернуться в Формулу 1, тем более в таком качестве. Мы втроём действуем как единая команда – Чейз Кэри, Шон Братчес и я – взяв на себя роль, которую Берни Экклстоун раньше выполнял единолично. Думаю, это говорит о том направлении, в котором мы намерены двигаться.
Такой должности, которая доверена мне, в Формуле 1 не было, она предполагает активную работу с командами, с FIA, поиск правильных решений на благо нашего спорта. Цель этой работы – создать условия для интересного и острого соперничества на трассах, для процветания команд, чтобы в центре внимания действительно были гонщики, словом, стараться по возможности приблизиться к идеальной картине.
Вопрос: Шон, вы предполагаете расширять календарь чемпионата?
Шон Братчес: Полагаю, мы заинтересованы в дальнейшем расширении календаря, но намерены действовать при этом очень продуманно, планируя прийти в страны, прежде всего, европейские, где есть историческое наследие Формулы 1, а также на новые рынки, такие, как Северная и Латинская Америка, где, по нашему мнению, наблюдается значительный рост аудитории.
По-моему, одна из сложных задач, которые придётся решать мне, Чейзу и Россу Брауну, состоит в том, чтобы определиться, на какие страны имеет смысл обратить внимание в первую очередь.
Вопрос: Росс, в какие сроки вы планируете достичь своих целей?
Росс Браун: Я уже говорил о том, что нам предстоит сформировать видение того, какой Формула 1 должна стать через три-пять лет. Но это не значит, что мы не будем заниматься актуальными задачами, которые могут и будут возникать в настоящее время. Вступил в силу новый технический регламент, отчасти нацеленный на то, чтобы машины стали намного лучше, но всё закончилось тем, что появились плавники на моторных кожухах, всевозможные дефлекторы и так далее. Всё это немного расстраивает, но это неизбежные, хотя и незапланированные последствия перехода на новый регламент.
Но для каких-то фундаментальных перемен, которые мы прогнозируем, требуется время. При этом в процессе поиска оптимальных решений было бы неправильно не согласовывать их с FIA и с командами, не принимать во внимание их мнения и поспешно реализовать какие-то идеи, которые могут нанести ущерб чьим-то интересам.
Один из ключевых элементов – двигатели, которые можно считать шедевром инженерного искусства, но они получились очень дорогими и сложными. Мы видим, с какими трудностями сталкиваются некоторые поставщики силовых установок. Но какие двигатели мы хотим получить в будущем? Думаю, когда мы сможем определиться по этому вопросу, тогда уже можно будет составлять более точные планы наших действий.
У нас уже есть какие-то мысли, но пока всё на очень ранней стадии, и если планировать переход на новые двигатели, не исключено, что имеет смысл также поставить вопрос о переходе на стандартные трансмиссии. Если брать на это курс, то лишь в увязке с новыми двигателями. Так что есть вещи, тесно связанные между собой.
Вопрос: Как вы предполагаете улучшить зрелищность гонок?
Росс Браун: Гонки, соперничество на трассе подчиняются законам физики. Необходимо всё детально проанализировать и при этом широко смотреть на вещи, чтобы одновременно постараться повысить конкурентоспособность команд настолько, насколько это возможно. Мы должны попытаться сгладить разницу в возможностях команд, занимающих позиции в начале и конце стартового поля. Чтобы, например, в удачный день машина Force India с отличным гонщиком за рулём могла выиграть Гран При, иначе говоря, чтобы даже небольшая частная команда, где работают компетентные специалисты, и которая всё делает правильно, тоже могла претендовать на победы. Сейчас это крайне маловероятно.
Мы должны уравнять возможности команд. Это означает, что необходимо либо вводить какие-то ограничения за счёт изменения технического регламента, либо как-то ограничить доступ к ресурсам, которые есть в распоряжении команд.
Вопрос: Как вы собираетесь действовать, чтобы, образно говоря, загнать назад в бутылку технологического джинна, которого оттуда выпустили, в результате чего вновь резко возросла роль аэродинамики?
Росс Браун: Мы обсуждаем вопросы аэродинамики. Надо признать, что машины стали невероятно быстрыми, и мы не можем просто взять и исключить фактор аэродинамики. Но использовать его нужно по-другому, необходимо найти возможность сделать так, чтобы его влияние было максимально умеренным.
Если посмотреть на аэродинамическую конфигурацию машин нового поколения, то их отличают корпусные элементы очень сложной формы, создающие воздушные потоки, очень чувствительные к внешним воздействиям, страдающие от влияния зоны турбулентности, которая образуется за едущей впереди машиной. Поэтому мы должны использовать аэродинамику, чтобы скорости остались высокими, но она должна работать по-другому, чтобы машины могли преследовать друг друга вплотную. Вот такие цели я перед собой ставлю.
Мы хотим действовать совместно с FIA, с командами, использовать их ресурсы, поддержку федерации, чтобы достичь этих целей.
Вопрос: Как известно, в Формуле 1 существует множество контрактов с командами, с автодромами, с телекомпаниями, обязывающих стороны участвовать в чемпионате и работать с ним как минимум до 2020 года. Но в каких областях вы можете действовать уже сейчас, чтобы добиться эффекта уже в ближайшие годы?
Росс Браун: Реальность такова, что внесение любых поспешных изменений в техническую или спортивную сферы противоречит нашим основным принципам. Необходимо всё тщательно продумать и взвесить, но если возникнет какая-то серьёзная проблема – хотя не представляю, что это может быть – конечно, мы захотим вмешаться. Как мы все знаем, природа Формулы 1 такова, что проблемы вполне могут появляться. Но сегодня я не могу перечислить вам по пунктам, какие изменения потребуется вносить, чтобы уже завтра улучшить качество гонок.
Думаю, новый технический регламент уже привёл к некоторым негативным последствиям, на машинах появился ряд нежелательных элементов, и мне бы хотелось обсудить это с FIA и командами – это может стать нашей программой на начальном этапе.
Шон Братчес: Думаю, возможностей множество, но какие-то вопросы очень сложны, а какие-то плоды висят на самых нижних ветках, и их можно сорвать быстро. Моя точка зрения такая: всё, что мы делаем, должно делаться ради болельщиков, ради публики, и мы хотим работать с ней по-другому, не так, как раньше. Что касается спонсоров, то надо создать ситуацию, при которой эффективность их инвестиций в наш спорт только вырастет. Речь идёт о том, что мы должны использовать те многочисленные возможности, которые существуют в XXI веке, и которые пока ещё не задействованы.
Вопрос: В Liberty Media говорят о том, что в будущем призовой фонд в Формуле 1 должен распределяться более справедливым образом. Но крупные команды, в частности Mercedes, Ferrari, McLaren, вероятно, не согласятся со снижением выплат – у вас есть какие-то идеи, как справиться с такой проблемой? Или в будущем не исключено, что чемпионат может потерять какие-то крупные команды?
Росс Браун: Однозначно, мы не хотим никого терять. Вероятно, мы сможем найти некое справедливое решение, которое всех устроит. Мы будем стремиться убедить крупные команды взглянуть на Формулу 1 более широко. Надеюсь, мы все сможем собраться, чтобы найти выход, который позволит всем двигаться вперёд.
Вопрос: Если окажется, что гонки в этом сезоне будут проходить не очень интересно из-за изменений в аэродинамике машины, допускаете ли вы, что технический регламент вновь может измениться уже в 2018 году? Можете ответить кратко: да или нет?
Росс Браун: Я не могу дать такой ответ. У чемпионата есть организаторы, есть определённая процедура принятия решений, все они принимаются коллективно, поскольку нельзя ориентироваться на чьё-то личное мнение. Это опасно, ведь отдельные люди приходят и уходят, у них могут быть разные точки зрения, поэтому крайне важно придерживаться сложившихся подходов и процедур. Но если уже в этом году мы увидим какие-то вещи, которые не идут на пользу Формуле 1, тогда будем искать выход, работая на всех уровнях. Могу заверить, что все решения мы будем искать совместно с командами и FIA.