Решение FIA ограничить радиообмен гонщиков с командой стало одним из самых обсуждаемых вопросов в паддоке Гран При Сингапура. В четверг о плюсах и минусах этого нововведения рассуждал Дженсон Баттон...
Вопрос: Вы говорили, что рады тому, что в Формуле 1 начали прислушиваться к болельщикам. Но никто не интересовался их мнением о двойных очках в финальной гонке сезона, никто не спрашивал о радиопереговорах. Разве не опасно выслушать только одно мнение?
Дженсон Баттон: Я не знаю ситуацию. Что касается двойных очков в финальной гонке, сейчас сложно отыграть всё назад. После начала сезона уже нельзя ничего изменить, но я не уверен, что это правило останется в следующем году.
Вопрос: Вы много лет провели в Формуле 1: насколько увеличилось количество радиосообщений?
Дженсон Баттон: Раньше команда интересовалась балансом и поведением резины, сейчас появилась новая силовая установка и система торможения brake-by-wire. Кроме того, прежде нигде, за исключением Гран При Сингапура, команда не спрашивала о расходе топлива на круге...
Вопрос: Бывший гонщик McLaren Дэвид Култхард назвал сингапурскую трассу современной классикой. Вы согласны?
Дженсон Баттон: Современная классика – да. Если бы это происходило днем, всё уже выглядело бы неплохо, а поскольку гонка проходит ночью, шоу получается отличным. Потрясающий город, много небоскребов. Великолепное место для Гран При. А если говорить о самой гонке, то она действительно уникальна, ведь она полностью проходит ночью.
Кроме того, отличительной чертой этого Гран При является обилие кочек, и справиться с этим очень сложно, но это часть этого уик-энда. Это отличная пилотажная трасса, хотя обгонять здесь очень сложно.
Вопрос: Что за сложности возникают из-за того, что это ночная гонка?
Дженсон Баттон: Здесь темно (смеётся). Организаторы отлично справились с освещением трассы, но всё равно есть более тёмные отрезки. В остальном здесь очень весело. Не для меня, ведь я пилотирую машину. Но это отличная гонка, ведь сюда приходит много зрителей, которые отправляются на вечеринку сразу после гонки.
Вопрос: Насколько велика психологическая нагрузка?
Дженсон Баттон: В психологическом плане приходится нелегко, ведь здесь много кочек, и из-за довольно коротких прямых, у вас нет времени на отдых. Вы постоянно концентрируетесь на следующем повороте, а они сразу переходят один в другой.
Приходится проезжать близко к ограждениям, здесь нет широких зон безопасности. Все это очень утомляет, и побочный эффект – сильная головная боль. Впрочем, голова болит после каждой гонки. Всегда сложно, но в Сингапуре ещё сложнее.
Вопрос: Что вы думаете о конкурентоспособности McLaren в этот уик-энд? Машина будет выглядеть хуже, лучше или как обычно?
Дженсон Баттон: Не знаю. У нас есть несколько новинок. Они появлялись и в прошлых гонках, но сейчас мы привезли больше новых деталей. Посмотрим, как все пройдет.
Команды с двигателями Mercedes немного потеряют по сравнению с Монцей, поскольку здесь медленная трасса. Вероятно, Williams потеряют гораздо больше нас. Посмотрим. Мне кажется, между машинами с моторами Mercedes развернется плотная борьба.
Вопрос: Что вы думаете об ограничениях на радиопереговоры. Каким гонщикам они помогут, а каким – нет?
Дженсон Баттон: Полагаю, они помогут тем, кто умеет думать. Но это лишь предположение.
Вопрос: Насколько вы полагаетесь на советы инженера по радио?
Дженсон Баттон: Я во многом полагаюсь на них, ведь этим путем пошел спорт, сделав выбор в пользу новых технологий и ограничений расхода топлива. Много информации об этих аспектах попало под запрет.
Кроме того, нам приходится переключать множество настроек, часть которых гонщикам неизвестны. Самые важные из них мы, конечно, знаем, ведь у нас должно быть представление о том, как они повлияют на баланс машины. Но инженеры видят все данные, которые не видим мы. Мы же ориентируемся на чувство машины, так что переговоры с инженерами очень помогали.
Нынешние ограничения – это не так плохо. Мы с ними справимся, ведь нам всегда это удавалось, и после одной гонки об этом уже никто не будет говорить, как и прежде. Мне нравится сама идея того, что ещё больше факторов сосредоточены в руках гонщиков.
Вопрос: Считаете, это сыграет на руку более опытным гонщикам?
Дженсон Баттон: Надеюсь на это. Сейчас мы получаем большой объём информации о температуре и износе шин, теперь нужно самостоятельно выполнять эту работу, чувствовать ситуацию и максимально ее использовать. Мне нравится эта идея.
Вопрос: Вы удивлены тем, что подобное правило появилось по ходу сезона? Почему оно не появилось раньше?
Дженсон Баттон: Мне кажется, изначально оно появилось из-за того, что некоторые команды говорили гонщику, что он уступает в скорости напарнику в том или ином повороте, и что должен быстрее его проезжать. Мне кажется, всё связано с этим.
Я рад этим ограничениям и надеюсь, что они появились из-за того, что Формула 1 прислушивается к болельщикам. Безусловно, это привлечет новых зрителей, и они будут думать: «Хорошо, посмотрим, как они справятся, не получая столько информации. Складывается впечатление, что теперь машины пилотируют гонщики».
Никогда не было такого, чтобы машину пилотировала команда, но она постоянно нам помогала. Теперь всё в наших руках: удастся ли нам сэкономить топливо в Сингапуре, где это очень непросто; сможем ли мы следить за резиной, подобрать баланс тормозов.
Вопрос: Нет ли опасения, что машина конкурентоспособного гонщика заглохнет на стартовой решетке?
Дженсон Баттон: Мне кажется, нестабильности в момент старта добавится. Обычно, мы не раз отрабатываем стартовую процедуру, чтобы найти момент срабатывания сцепления, почувствовать его. Именно поэтому большинство гонщиков стартуют примерно одинаково.
Мы добились того, чтобы по ходу сезона сцепление работало достаточно стабильно, так что надеюсь, у нас будут нормальные старты, а соперники допустят ошибки. Тогда это может нам помочь.
Вопрос: Недавно вы беседовали с Роном Деннисом, и это внушает оптимизм...
Дженсон Баттон: Мы много общаемся по ходу гоночных уик-эндов и на базе. Это обычное дело.
Вопрос: Когда появится информация о продолжении вашей карьеры?
Дженсон Баттон: Вы должны задать этот вопрос не мне.