Перед началом гоночного уик-энда в Сингапуре Роман Грожан рассказал о влиянии ограничения радиопереговоров с командой на работу гонщика...
Вопрос: Главная тема уик-энда – ограничения радиообмена с командой…
Роман Грожан: Я очень рад, что некоторые рекомендации будут запрещены. Возможно, их было слишком много, особенно в некоторых командах. Но кое-что меня не устраивает.
Например, из-за небольшого руля мы не можем отображать большой объём информации. Я не большой поклонник учить наизусть, что на 7-м круге надо поставить переключатель режима подачи топлива в положение пять, а на 25-м сделать что-то ещё. Мне не нравится в каждом повороте смотреть на дисплей, чтобы проверить некоторые аспекты, в частности, состояние батареи, расход топлива и температуру тормозов. Эти параметры мне хотелось сохранить в радиообмене, я не думаю, что они влияют на эффективность машины – это способ работы современных технологий, связанных с переходом на новые двигатели.
Вопрос: Вы согласны, что ограничение общения с боксами – это плюс для спорта?
Роман Грожан: Честно говоря, не знаю… Переговоры по радио… В прошлом году таких вопросов не возникало, и всё было в порядке. В этом году по какой-то причине они появились, и новые технологии играют в этом важную роль. Некоторые команды чуть больше используют радио – это еще один аспект проблемы. В прошлом году никто не жаловался, все были довольны.
Вопрос: Нет ли ощущения, что на самом деле проблема не так серьезна, как она подается?
Роман Грожан: Попав в прессу, любая проблема преувеличивается. Это факт. Опять же, я рад, что некоторые вещи запрещены, в частности, такие сообщения, как «Тормози на десять метров позже», «Используй ERS в конце поворота».
Мы гонщики Формулы 1 и должны самостоятельно находить такие решения. Если вы уступаете напарнику, значит, вы медленнее его в этом повороте. Всё просто. Если нужно контролировать работу резины, то вы это делаете, а не пытаетесь вычислить, сколько топлива осталось или, например, понять, в каком состоянии ваши тормоза. Заниматься всем этим на такой трассе, как в Сингапуре – не очень весело.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что несправедливо обсуждать на брифингах, где напарник оказался быстрее, а где он вам уступает?
Роман Грожан: Это хорошо. Это помогает вам стать лучше. Каждый раз перед квалификацией я анализирую телеметрию Пастора. Сейчас все это делают – это большой плюс. Это позволяет, прежде всего, максимально раскрыть потенциал машины. Но по ходу гонки вы должны самостоятельно справиться со своей работой.
Вопрос: Вы сказали, что вам придется сложнее из-за небольшого дисплея. Складывается впечатление, что Lotus каждый раз проигрывает из-за перемен по ходу сезона: запрет FRIC повлиял на вас больше, чем на соперников. Нынешняя ситуация может ещё больше осложнить вашу жизнь по сравнению с Ferrari или Mercedes?
Роман Грожан: Да, приятнее, когда жизнь упрощается.
Вопрос: Думаю, да. Разве умение справляться с подобными решениями – это не часть работы пилота Формулы 1?
Роман Грожан: Именно это мы и делаем. Если надо экономить топливо, то надо это делать. Это же касается работы с тормозами и резиной. Мы всё это делаем. Некоторые параметры нам сообщают по радио, хотя, возможно, последнее время этой информации стало слишком много. Но опять же, каждый раз, когда что-то происходит с машиной, справляться с этой ситуацией должен гонщик.