Дэвид Култхард, экс-пилот Формулы 1, дважды выигрывавший Гран При Австралии, полагает, что Даниэлю Риккардо в 2015 году придётся особенно сложно, поскольку теперь на него возложена роль лидера команды Red Bull Racing. В этой ситуации, безусловно, прессинг возрастёт, тем более что его новый напарник, Даниил Квят, гонщик тоже очень быстрый и талантливый. Но разговор с шотландцем, ныне комментирующим гонки на BBC Sport, начался с другой темы.
Вопрос: Нико Росберг выиграл прошлогодний Гран При Австралии и долгое время лидировал в личном зачёте чемпионата. Как вы считаете, может быть, прошлогодние успехи заставили многих изменить отношение к Нико, который, похоже, превзошёл общие ожидания?
Дэвид Култхард: Да, и прежде всего надо говорить о его скорости в квалификации. Если мы вспомним таких великих гонщиков, как Айртон Сенна или Михаэль Шумахер, то они не просто добились многочисленных побед, но были невероятно быстры в квалификациях. Я бы сказал, в какой-то мере Нико стал жертвой собственных карьерных решений. Он дебютировал в Формуле 1 в составе Williams, и там ему попадались напарники, которые не так уж сильно его подгоняли, пока в команду не пришёл Марк Уэббер. Так что у Росберга было время спокойно оттачивать мастерство, но при этом люди не сразу поняли, насколько он хорош. Позже, когда в Mercedes его напарником стал Михаэль Шумахер, все задавались вопросом: может, семикратный чемпион уже не так быстр, как во времена выступлений за Ferrari?
Но теперь у нас есть ответ. В прошлом году Нико не раз выигрывал поул-позиции, но пока он, пожалуй, несколько уступает Льюису Хэмилтону в умении вести острую борьбу на трассе. Но в этом году, по-моему, мы увидим, что Росберг стал лучше как гонщик, поскольку теперь у него есть опыт борьбы за титул, теперь он знает, что это такое.
Вопрос: Зимние тесты позади, и по их результатам команду Mercedes можно считать безоговорочным лидером. Но кто занимает вторую позицию – Ferrari? Williams?..
Дэвид Култхард: Скорее всего в Барселоне мы видели не окончательные версии машин, и до старта в Мельбурне большинство команд успеют внедрить немало технических новинок. Трасса в Альберт-парке – сложная, для неё характерны жёсткие торможения, частые интенсивные замедления, а вот быстрых затяжных поворотов там не так уж много – в отличие от Барселоны, где прежде всего важна аэродинамическая эффективность.
Трасса в Мельбурне требует иного баланса шасси, следовательно, надо быть осторожным в прогнозах, и вряд ли стоит опираться на результаты тестов в Барселоне. Но что можно утверждать наверняка: Ferrari добилась весьма существенного прогресса по сравнению с прошлым годом, Williams по-прежнему сильна, да и Red Bull Racing, выигравшая в прошлом году три гонки, осталась примерно на том же уровне. Надо отметить, что Lotus заметно прибавила, так что интересно посмотреть, какой будет расстановка сил в середине пелотона. Есть вероятность, что на старт в Мельбурне выйдет даже Manor Marussia.
Вопрос: Вы упомянули три прошлогодние победы Red Bull Racing – разумеется, все они на счету Даниэля Риккардо, который теперь появится в Мельбурне совсем в другой роли – в роли лидера своей команды. Что вы можете сказать о его прошлогоднем прогрессе?
Дэвид Култхард: Больше всего мне нравится его умение бороться на трассе, его инстинктивное чувство того, как нужно вести острые дуэли в ситуациях, когда машины едут вплотную, буквально колесо в колесо. Раньше я в нём этого качества не замечал.
Я знал, что за рулём Toro Rosso он показывал хорошую скорость, и в Red Bull сделали правильный выбор, когда перевели его в топ-команду. Безусловно, он прекрасно адаптировался к новому техническому регламенту, справился с трудностями, связанными с тем, что на прошлогодних предсезонных тестах ему удалось проехать совсем мало кругов, и смог подняться на подиум в Мельбурне, хотя затем его лишили этого достижения. Самое главное, в прошлом сезоне он выиграл три Гран При и стал настоящим лидером Red Bull Racing. Похоже, четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель ничего не смог ему противопоставить и принял решение перейти в другую команду.
Интересно, что разные люди по-разному воспринимают прессинг. Для меня прессинг начинался тогда, когда я понимал, что уже не контролирую ситуацию, но я не чувствовал его в ситуациях, когда необходимо было показывать высокие результаты.
Хочется посмотреть, как Даниэль справляется с прессингом уже как лидер команды. От него будут ждать, что он опередит Даниила Квята – очень быстрого российского гонщика, получившего возможность перейти в большую команду. Но если Риккардо проиграет напарнику, как он на это отреагирует? А ведь в какой-то момент по ходу сезона это произойдёт, такова природа спорта.
За пределами трассы Даниэль – одна из самых ярких звёзд Формулы 1. Понимаете, Фернандо Алонсо можно считать лучшим гонщиком, благодаря его стабильности и исключительному мастерству. Возможно, он знаменит у себя на родине в Испании, но в Великобритании к нему весьма сдержанное отношение. А вот у Даниэля есть определённые актёрские склонности, у него замечательно широкая улыбка.
Пока неизвестно, сколько титулов ему удастся выиграть, но уже сейчас понятно, что он станет одним из лучших гонщиков Формулы 1, ведь он очень много делает для популяризации нашего спорта просто потому, что ему свойственна какая-то особая энергетика.