Заявление Рона Денниса об уходе с поста руководителя команды было предсказуемо, но всё равно стало неожиданностью - Формулу 1 покидает одна из легендарных фигур. В интервью официальному сайту чемпионата Деннис говорил о новой роли в McLaren Group и будущем Формулы 1...
Вопрос: Рон, ваше заявление многих удивило. Почему вы решили уйти сейчас, когда команды стоят перед новым вызовом?
Рон Деннис: Я не ухожу в отставку, и ни от чего не отказываюсь. На презентации новой машины, 16 января, я говорил о перераспределении обязанностей между мной и Мартином Уитмаршем, которое достаточно давно планировалось. После 1 марта, когда произойдет смена ролей, я буду работать ещё более напряженно, чем прежде, сосредоточившись на развитии группы компаний McLaren, в которой работают более 1300 сотрудников. Я стану президентом и исполнительным директором компании, а Мартин возглавит гоночную команду, машины для которой построены компанией McLaren Racing - одним из элементов McLaren Group, которой я буду руководить. Я по-прежнему буду следить за ситуацией в команде и McLaren Racing, просто потому, что это составляющие группы компаний.
Я рад передать Мартину пост руководителя команды, он исключительно хорошо справляется со своей работой и заслуживает этого. У меня огромная вера в него, в наш персонал. Прошлые двадцать лет мы с Мартином работали вместе и будем так же тесно связаны в 2009-м и в последующие годы.
Вопрос: Когда вы решили, что сезон 2008 года будет для вас последним на посту руководителя команды? Спрошу прямо, вы ушли сами, чтобы "вас не ушли"?
Рон Деннис: При всём уважении, вторая часть вопроса звучит глупо - я акционер McLaren Group, а не наёмный работник. Кроме того, я рад, что как председатель и исполнительный директор, пользуюсь полной поддержкой всех наших акционеров - Daimler, Bahraini Mumtalakat Holding и моего делового партнера и старого друга Мансура Оджея. Чтобы ликвидировать любые сомнения, скажу, что предупредил наших акционеров о намерении уйти с поста руководителя команды до заявления, прозвучавшего 16 января.
Известно, что в начале 2007-го я решил передать пост руководителя команды Мартину, но из-за некоторых проблем, возникших вне трассы, ситуация изменилась и тот момент не был оптимальным для принятия решения. После успеха в 2008-м, когда Льюис Хэмилтон выиграл титул, а команды объединились в ассоциацию FOTA, в которой McLaren тесно сотрудничает с Ferrari, я почувствовал, что этот момент настал. Заявление прозвучало на презентации нашей новой машины, перед лучшими спортивными журналистами, многих из которых я знаю долгие годы.
Вопрос: Вы планируете сосредоточиться на руководстве группой компаний McLaren, но разве она могла бы существовать без успехов гоночной команды? Вы не чувствуете, что расстаетесь с «главным бриллиантом в короне» McLaren?
Рон Деннис: Нет, ведь Vodafone McLaren Mercedes и McLaren Racing - часть McLaren Group, в которой я занимаю пост председателя и исполнительного директора. Да, с 1 марта командой будет руководить Мартин, но мы останемся друзьями и коллегами.
Если отвечать на ваш вопрос шире, то я твердо уверен в том, что деловая модель команды Формулы 1, как самостоятельного бизнеса, стала анахронизмом. Эта схема оправдывала себя прежде, но не имеет будущего, хотя для команд, полностью принадлежащих автопроизводителям или обеспеченным компаниям, она может работать, пока есть средства для полноценного финансирования. У McLaren Group великолепные акционеры, которых я уже упоминал, но у нас есть и превосходные партнёры – вместе мы добились успехов, которых, возможно, не смогли бы добиться порознь, без сотрудничества и поддержки. Я рад сообщить, что все они довольны возвращением инвестиций после общей победы. Я уверен, что это партнёрство будет столь же успешным и в 2009-м.
Но, здесь есть большое "Но". Как я уже сказал, я твердо верю, что в будущем успешные команды Формулы 1 будут поддерживаться не только акционерами и партнёрами, но и успешным бизнесом, поэтому сейчас мы рассматриваем возможность организации высокоэффективного производства дорожных машин. После 1 марта я посвящу большую часть своего времени этому направлению, чтобы McLaren Group оставалась действующим и выгодным бизнесом, с каждым годом двигаясь вперед.
Я не передаю Мартину «главный бриллиант нашей короны», я сосредоточусь на бизнесе, который обеспечит будущее этого бриллианта.
Вопрос: У Мартина останется та же свобода руководства командой, какая была у вас, или Mercedes-Benz сможет больше влиять на ситуацию?
Рон Деннис: Мы с Мартином продолжим совместную работу, в сотрудничестве с Mercedes-Benz и другими акционерами McLaren Group. Mercedes-Benz - фантастический акционер и многолетний партнер McLaren, мы вместе выиграли три титула в личном зачете и Кубок Конструкторов, успешно сотрудничали при разработке дорожной Mercedes-Benz SLR McLaren, и планируем развивать это сотрудничество. Кроме того, в Mercedes-Benz HighPerformanceEngines проделали огромную работу в прошлом году и этой зимой при подготовке машины для нового сезона. Это феноменальное партнерство, которое мы планируем развивать в будущем.
Вопрос: Уходя с поста руководителя вы, вероятно, можете посмотреть на многое под другим углом. Смогут ли выжить команды Формулы 1? Для этого будет достаточно принятых мер по сокращению затрат?
Рон Деннис: Мой друг однажды сказал, что мне удаётся сочетать несочетаемое, уделяя равное внимание и деталям, и картине в целом. Без ложной скромности считаю, что действительно смог совместить разработку путей выживания и процветания Формулы 1 с практическим руководством командой и группой компаний. Теперь, уже под защитой ассоциации FOTA, работающей под управлением моего коллеги Луки ди Монтедземоло, я надеюсь ещё больше времени уделять этому вопросу.
Результат нашего сотрудничества, поддержанного другими командами, оказался весьма впечатляющим - 10 декабря, в Монте-Карло мы согласовали меры по сокращению затрат с президентом FIA Максом Мосли, и сделали следующий шаг, собравшись в Лондоне, уже без Мосли, 8 января. FOTA уже многого добилась и многого добьется в последующие недели, месяцы и годы.
Здесь нет ничего удивительного. Вы должны помнить, что члены FOTA - это команды Формулы 1, имеющие поддержку успешных и эффективных организаций, умеющих работать и в благоприятной, и в сложной финансовой ситуации. Мы не отказываемся от перемен, мы сотрудничаем ради будущего Формулы 1 и продолжаем разработку стратегии, которая сделает наш спорт лучше, безопаснее для окружающей среды и интереснее для болельщиков и телезрителей.
Вопрос: Формула 1 прошла огромный путь от гаражей с энтузиастами до научных центров, в которых лучшие ученые работают над самыми современными технологиями. Текущая финансовая ситуация не отбросит этот спорт назад?
Рон Деннис: Нет. Сокращение затрат неизбежно повлияет на некоторые, наиболее дорогостоящие области, но, вместе с FIA, мы стараемся минимизировать это влияние. Сейчас рано подводить итоги – мы находимся на этапе планирования, пишем сценарий, но ключевой аспект этого процесса, который обязательно нужно принимать во внимание - сохранение ДНК Формулы 1. Эта ДНК привлекает миллионы зрителей к телеэкранам и мотивирует членов правления крупнейших корпораций к спонсорству чемпионата. Формула 1 - чрезвычайно успешный спорт, а успешные спортивные соревнования, как и успешный бизнес, смогут пройти через экономический спад при условии эффективного руководства.
Вопрос: Мы увидим вас в паддоках Мельбурна в первой гонке нового сезона?
Рон Деннис: Я буду следить почти за каждым, если не за всеми Гран При, по двум причинам. Первая - у меня по-прежнему есть работа во время Гран При в качестве влиятельного участника и сторонника FOTA, как председателя и исполнительного директора McLaren Group. В конце-концов именно через Формулу 1 мы построили платформу, на которой базируется будущее McLaren Group. Вторая причина - я всем своим существом люблю Формулу 1, и это никогда не изменится. Да, я приеду в Мельбурн на Гран При Австралии 2009 года.