Противоречия между президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло и коммерческим боссом Формулы 1, по всей видимости, улажены. На этой неделе Берни посетил традиционное мероприятие итальянской команды в курортном местечке Мадонна ди Кампильо, а днем Монтедземоло встретился с журналистами на пресс-конференции...
Вопрос: Команды сокращают расходы, а что с увеличением доходов?
Лука ди Монтедземоло: Я думаю, что Формула 1 сегодня нуждается в "четырех S":
Стабильность (Stability): Регламент не может меняться каждые шесть или двенадцать месяцев. Это осложняет работу и дезориентирует болельщиков.
Серьёзность (Seriousness): В непростой экономической ситуации необходимо видеть картину в целом, нужны серьёзность и профессионализм.
Зрелищность (Show): Успех должен стать одним из важнейших факторов при оценке гоночных уик-эндов, трасс, возможностей для обгона, регламента.
Устойчивость (Sustainability): Никакая команда, никакая компания не может сохранять устойчивость, если расходы превышают доходы.
Я думаю, что мы стали свидетелями экстраординарного единства команд, которое позволило добиться экономии уже в 2009-м, когда федерация не планировала сокращения затрат ни на Евро, и позволит добиться ещё более существенного снижения расходов в 2010-м и 2011-м.
Как я уже говорил, нужно пересмотреть и статью доходов. У нас есть Договор Согласия с FOM до 2012 года, у нас есть время, чтобы улучшить коммерческие аспекты и зрелищность, а потом вернуться к переговорам, добившись стабильности, серьёзности, успеха и устойчивости.
Вопрос: Вы говорили об этом за обедом с другими командами? Это уже назвали "Договором штруделя"...
Лука ди Монтедземоло: Даже так? Так было много других блюд. Сегодня я должен быть на встрече с нашим главным, историческим спонсором, с которым мы связаны долгие годы, но из-за тумана в Риме я остался здесь, с вами, с нашими гонщиками. Впереди чрезвычайно трудный сезон, с новым регламентом, с множеством переменных, но Ferrari всегда была впереди, была одним из сильнейших соперников в последние десять лет. Давайте надеяться, что мы останемся не только командой, которая борется, но и той, которая побеждает.
Вопрос: Рон Деннис объявил о своей отставке из Формулы 1, он займется решением других вопросов в McLaren. Формуле 1 будет не хватать такой фигуры?
Лука ди Монтедземоло: Я не знаю, я не верю. Это кажется странным. Рон Деннис, оставим с стороне полемику и борьбу, в течении многих десятилетий был одной из центральных фигур Формулы 1, вместе со своей командой. Я не думаю, что он уйдёт из Формулы 1, полагаю, у него просто будет другая роль.
Я очень ценю его, как и многих других, за поддержку FOTA. Очень важно, чтобы ситуация в Формуле 1 изменилась. Мы не на Марсе, как в любом виде спорта, игроки - в данном случае, команды - это то, без чего спорт не может существовать. Команды вкладывают капитал, команды занимаются инновациями, команды пытаются сократить расходы и увеличить доходы, сохранив сущность Формулы 1.
Да, нам нужен кто-то, кто возьмёт на себя заботу о решении коммерческих вопросов, сейчас мы работаем с компанией Экклстоуна и согласны жить по этим правилам до 2012 года, нам нужно авторитетное спортивное руководство, которое пользуется поддержкой команд, обеспечивает стабильность чемпионата и контролирует вопросы спорта.
Вопрос: Вы говорите об арабском принце, который вкладывается в спорт и имеет долю в Ferrari?
Лука ди Монтедземоло: Да, этот арабский принц вкладывается в спорт, не экономит денег на футбольной команде Manchester City, но у него нет доли в Ferrari. Наша команда частично принадлежит финансовой компании Mubadala, которая находится под контролем королевской семьи. Я думаю, что в любом спорте, в футболе или Формуле 1, важно знать пределы, понимать ценность денег, в равной степени уважая игроков, команды и бизнесменов.
Вопрос: Рождение FOTA многие считают вехой в истории Формулы 1...
Лука ди Монтедземоло: Я думаю, что та роль, которую команды попросили меня занять, и конечно, я не буду за неё держаться, в том, чтобы убедить участников чемпионата - нам нужна здоровая конкуренция на трассах и единство вне автодромов. Странно, когда весь спорт находится в одних руках, нам необходимо троевластие - без оборудования, конструкторов и команд наш спорт не существовал бы сегодня. Важно смотреть вперед, мы должны программировать будущее, проявляя уважение к тем, кто инвестирует средства, рискует на трассах, верит в Формулу 1.
Я доволен сложившейся атмосферой, которая позволила в рекордные сроки договориться о сокращении расходов, не используя методы, чуждые Формуле 1, которые не позволили бы даже Ferrari продолжить участие без спортивного и технического вызова. Нет никакого смысла в борьбе, когда всё унифицировано.
Вопрос: Берни Экклстоун пошутил, что добившись экономии, команды будут получать от него меньше денег, думаете, он рад появлению вашей ассоциации?
Лука ди Монтедземоло: Когда я шучу, это тоже можно неверно трактовать. Я знаю Берни с 1973 года, он уже тогда был стар, а я ещё чрезвычайно молод. Это шутка!
Берни очень многое сделал для Формулы 1, я счастлив видеть его здесь, счастлив говорить с ним, и надеюсь, что мы найдём общий язык, и, вместе с командами, наметим общие цели на будущее, уважая вклад каждого.
Вопрос: Но, это не гарантия...
Лука ди Монтедземоло: Вы не хотите говорить о Ferrari, вас интересует Экклстоун? Я приехал сюда не для того, чтобы обеспечить Берни связь с общественностью! Я шучу.
Вопрос: Говоря перед Рождеством о перераспределении доходов, вы сказали, что этот вопрос должен быть пересмотрен. Два дня спустя Экклстоун пошел в наступление против Ferrari, на которое вы не ответили. А сегодня мы стали свидетелями примирения сторон...
Лука ди Монтедземоло: Джентльменом нужно родиться, стать им невозможно.
Вопрос: Что вы можете сказать о новой машине?
Лука ди Монтедземоло: Маленькая, уродливая... Чтобы стать самой красивой в мире она должна победить! Шутки в сторону, нас действительно ждёт чрезвычайно трудный чемпионат с множеством переменных. Пока непонятно, как будут организованы свободные заезды, как мы будем работать на базе. Есть несколько моментов, включая систему KERS, которые мы не одобряем по тысяче причин, и не только мы. Но всё это должно быть очень, очень интересно.
Мы построили машину, которой доволен технический персонал команды, будем надеяться, что первые четыре дня тестов - два для Кими и два для Фелипе, пройдут хорошо, и мы сможем продолжить работу.
Вопрос: Райкконен сказал, что он отправил своего брата-близнеца в Финляндию (в ди Кампильо на днях вспоминали шутку Монтедземоло о том, что в прошлом году за рулем сидел не Кими, а его брат)...
Лука ди Монтедземоло: Он поступил верно, пришло время!
Вопрос: Каким вы видите будущее Формулы 1?
Лука ди Монтедземоло: Прежде всего нужно сказать, что сегодня в Формуле 1 выступают крупнейшие автопроизводители - если они решат, что могут позволить себе потратить определенные средства, они будут выступать.
Я думаю, что фундаментальной опорой чемпионата должно стать устойчивое руководство, которое имеет ясные цели на будущее, ведь это спорт с большим потенциалом, который необходимо поддерживать и развивать. Нам нужны технологические инновации в телевещании, включая трансляцию гонок в HD, и в то, что дополняет показ - интернет, и всё остальное. Мы должны сообща двигаться вперед - ни у кого нет монополии на Формулу 1. Мы должны уважать каждую роль и добиться общего прогресса.
Вопрос: Команды планируют своё будущее, Будущее Ferrari...
Лука ди Монтедземоло: ...это Алонсо? Я знал! Будущее тем и хорошо, что находится в будущем, и никто не может его предсказать. У нас есть два гонщика - один выиграл позапрошлый чемпионат, другой едва не выиграл прошлый. У нас могут быть разные проблемы, но не с гонщиками. При всём уважении к Алонсо, который действительно очень хорош. Сейчас я говорю о Массе и Райкконене, иногда о Луке (Бадоере) и Марке (Жене). Молодой или нет, испанец или нет - это тоже вопрос будущего.