Вторая половина сезона противоречиво складывается для Ferrari: с одной стороны, Фернандо Алонсо упустил лидерство в личном зачете, которое удерживал в большей части сезона, с другой – команде удалось опередить McLaren в борьбе за вторую строчку Кубка конструкторов. В интервью официальному сайту чемпионата руководитель команды Стефано Доменикали рассказал о ее стратегии в оставшихся гонках, а также объяснил, почему Ferrari много лет не удаётся выигрывать титул, и почему, несмотря на это, все стремятся оказаться на его месте...
Вопрос: Стефано, многие считают Ferrari олицетворением Формулы 1, но ее пилоты уже пять лет не становились чемпионами, а команда четыре сезона не выигрывала Кубок конструкторов. Вы можете это объяснить?
Стефано Доменикали: Да, ведь всему есть объяснение. С точки зрения статистики, сохранить высокий уровень выступлений навсегда после столь долгого успешного периода невозможно. С этим надо смириться. Это первое. Во-вторых, нас окружают множество сильных команд – у нас давно не было столько соперников, и это необходимо учитывать. Теперь это часть игры. Наконец, после многолетнего периода побед, а мне повезло работать с Ferrari с 1999 года, когда мы выигрывали фактически всё, нам надо заново закладывать основу успеха – необходимо создать новую команду людей, которая, надеюсь, сможет вернуться на прежний уровень выступлений.
Не забывайте, что за последние несколько лет всё кардинально изменилось. В 2008 году мы выиграли Кубок конструкторов, но упустили победу в личном зачете – тогда чемпионом мог стать Фелипе Масса. В 2010 году мы проиграли титул в последней гонке. Это стало для нас важным уроком – казалось, мы были достаточно конкурентоспособны.
Не стоит недооценивать перемены, произошедшие за последние пять лет. Прежде всего, появилось ограничение бюджета, которое вынуждает крупные команды изменить свой подход. Во-вторых, изменилась политика тестов. Мы привыкли к большому количеству тестов – раньше гонщики проезжали около 90 000 км на тестах. Согласен, возможно, это слишком много, но сейчас ситуация обратная. Теперь надо изменить психологию и скорректировать работу на базе. Сейчас надо вкладываться в развитие симуляторов и работу над областями, позволяющими повысить надежность машины. Это может показаться легко, но это далеко не так, ведь для этого надо полностью пересмотреть подготовку к Гран При. В сущности, это основные причины, которые объясняют наши неудачи в борьбе за титулы.
Ситуацию осложняет то, что в последнее время ключевую роль стала играть аэродинамика – очевидно, что в этом плане некоторые команды добились большего, чем мы. Совершенно ясно, что мы должны справиться с трудностями, но мне бы не хотелось, чтобы Формула 1 сводилась к аэродинамике. Будучи автопроизводителем, Ferrari не хочет видеть такое будущее Формулы 1.
Вопрос: Вы сказали, что пришлось изменить подготовку к гонкам. Можно ли это объяснить тем, что эффективно управлять Ferrari сложно, поскольку это слишком большая команда?
Стефано Доменикали: Нет, я бы так не сказал, другие топ-команды превосходят нас численно. Не забывайте, мы создаем и двигатели, и шасси, и коробки передач, а некоторые из наших соперников сконцентрировались только на шасси. Другие, в частности, Mercedes, работают над машиной в трех разных местах. С точки зрения управления, у нас, безусловно, не самая большая команда. Это должно быть понятно.
Вопрос: Несколько недель назад преимущество Фернандо Алонсо составляло 44 очка, а теперь он уступает 6 очков Себастьяну Феттелю. Каков ваш план действий в оставшихся гонках, насколько сложно сохранять спокойствие в этой ситуации?
Стефано Доменикали: В Формуле 1 необходим рациональный подход. Мы не финишировали в двух из пяти последних гонок из-за аварий в первом повороте. Остальные заработали очки в четырех гонках, а мы – только в трех. При обычном развитии событий Фернандо сохранил бы лидерство в личном зачете. Безусловно, это вопрос цифр. Этот факт нельзя замять (смеется). Очевидно, что Red Bull Racing удалось доработать машину и добиться прогресса. Во второй половине сезона они лучше нас выполняли свою работу. Это факт, и мы должны на это реагировать.
Если вспомнить начало сезона, то на первых тестах в Хересе никто не мог предположить, что мы сможем бороться за титул, поэтому мы сохраняем спокойствие и, анализируя ситуацию, мы стараемся реально смотреть на вещи. Тогда я считал, что лучшая машина у McLaren - они великолепно начали сезон, но затем начался период неудач, которые вновь проявились в Бельгии и Сингапуре. Помните, в Сингапуре Себастьян Феттель выиграл потому, что у Хэмилтона возникли проблемы с надежностью. Однако в тот уик-энд самая быстрая машина была у Льюиса и McLaren. Мы же здесь ради борьбы за лидерство.
Вопрос: Главный конструктор Ferrari Николас Томбасис пообещал, что в оставшихся гонках команда будет использовать агрессивный подход в работе над машиной. Что это означает?
Стефано Доменикали: Я прагматичный человек, поэтому предпочитаю действовать, а не рассуждать об этом. Единственное, что нам надо сделать – дорабатывать машину к каждому из оставшихся Гран При, чтобы Фернандо смог добиваться более высоких результатов. Это нелегко, если вы постоянно работаете на пределе возможностей, более того – иногда это невозможно. Но и команда, и гонщики использует именно этот подход.
Вопрос: По словам многих экспертов, Фернандо Алонсо – это лучший выбор для Ferrari. Он подписал контракт с командой, чтобы снова выиграть титул, но Ferrari еще не добилась успеха. Как вам удается сохранить его надежду?
Стефано Доменикали: Конечно, мы должны помочь ему выиграть несколько титулов вместе с нами. Как я уже сказал, в 2010 году нам не повезло – он мог стать чемпионом уже тогда. Постараемся добиться успеха в этом году! Это вполне возможно.
Вопрос: Команда недавно объявила о продлении контракта с Фелипе Массой. Можете ли вы прокомментировать это решение?
Стефано Доменикали: Если не вдаваться в подробности, в прошлом году его преследовали неудачи, начало этого сезона тоже оказалось сложным, но мы приняли такое решение, учитывая, что после летнего перерыва ему удалось отыграться. По количеству заработанных очков он занял вторую позицию после Себастьяна Феттеля. Кроме того, мы считаем, что сейчас он знает, как раскрыть потенциал машины. Он знает атмосферу в команде и понимает, что ей нужно для баланса. Ferrari продлила с ним контракт в самое сложное время, и я уверен, что он ответит на оказанное доверие.
Вопрос: Многие поставили на то, что в 2013 году в Ferrari перейдет Серхио Перес, но он теперь в McLaren…
Стефано Доменикали: Ха! В этом плане мне хотелось бы работать журналистом. Если бы вы прочитали все, что об этом написано… Если бы вы допустили такую ошибку в другом бизнесе, вас сразу же уволили бы. Но это часть игры! (смеется). Если серьезно, принимая решение о составе пилотов, вы анализируете каждый аспект потенциала гонщика. У Переса огромный потенциал. Серхио – отличный гонщик, иначе он бы не участвовал в нашей молодежной программе. Я бы сказал, что он сделал правильный выбор, перейдя в McLaren – мы желаем ему удачи.
Вопрос: Значит, он потеряет поддержку Ferrari?
Стефано Доменикали: Сейчас я думаю, да. Но жизнь часто преподносит сюрпризы.
Вопрос: Лука ди Монтедземоло как-то сказал, что если Ferrari побеждает, то ее все считают героем, а если проигрывает, то подвергают жесткой критике. Что вы думаете о постоянном балансировании между двумя этими полюсами?
Стефано Доменикали: Лично я никогда не чувствую себя ни героем, ни неудачником. Я считаю себя нормальным человеком, который старается максимально выложиться ради этой фантастической команды, великолепной компании и блестящего бренда. Будем откровенны: каждый хотел бы оказаться на моем месте, но никто не знает, каково это! Поверьте, это чрезвычайно сложная работа.
Вопрос: Назовите три достоинства и три недостатка этой работы.
Стефано Доменикали: Во-первых, это потрясающая работа, поскольку все хотят оказаться на моем месте. Во-вторых, Ferrari – это первоклассная, уникальная компания. В третьих, работать здесь очень сложно, ведь вы связаны со всеми топ-производителями в мире. Все это – плюсы для меня.
Недостаток этой работы: после гонки вся Италия заполняется учителями, которые точно знают, что надо было сделать. Я – их главная жертва (смеётся). Вы просто не представляете, насколько велик этот прессинг. Наконец, у вас нет времени на семью, а для меня это серьезная проблема.
Вопрос: Ходит много слухов о предварительных договоренностях между Ferrari и Себастьяном Феттелем на 2014 год. Если бы вы могли выбирать, с кем заключить контракт, кого бы вы пригласили: Себастьяна Феттеля или Эдриана Ньюи?
Стефано Доменикали: Я скажу вам это в следующем интервью (смеётся).