Пьер ДЮПАСКЬЕ: "Все идет по сценарию!"

Алексей ПОПОВ. Перепечатано с сайта газеты "Спорт-Экспресс" 

В субботу, накануне гонки в Имоле, без пяти шесть вечера я расположился в моторхоуме "Мишлена", зажатом между настоящими дворцами "Бенеттона" и "Уильямса", и приготовился к длительному ожиданию - статус моего будущего собеседника этого заслуживал. Однако, едва успев налить себе кофе и закурить любезно привезенную коллегой из "СЭ" Линой Холиной "Золотую Яву", я внезапно увидел перед собой протянутую руку Пьера Дюпаскье. Взгляд на часы и удивление, отразившееся на моем лице, заставило француза улыбнуться. На циферблате светилось 17:59:50! "Точность - не только вежливость королей, но и залог победы. Особенно в нашем мире высоких технологий", - сказал директор "Мишлена", присаживаясь за столик. И вместо выпрошенных у пресс-атташе шинников 15 минут мы проговорили час с лишним!

Вопрос: Пьер, общаясь с моими французскими коллегами, я заметил, что вы пользуетесь у них статусом "живой легенды"!
Пьер Дюпаскье: Ха, спасибо за "легенду". А я-то еще пожить собирался!

Вопрос: Имеется в виду то, что вы стояли у истоков развития спортивной программы "Мишлена" и бессменно ею руководите. В современном мире такое постоянство вызывает естественную смесь уважения и удивления.
Пьер Дюпаскье:   Знаете, когда я молодым парнем закончил институт с дипломом инженера, то даже секунды не раздумывал, где работать. Я с детства обожал мотоциклы и машины и, услышав о наборе персонала в "Мишлен", тут же послал свою анкету. И мне повезло! Правда, в ту пору речи о спорте еще не шло. Наша молодежная группа работала над устранением недостатков недавно появившегося радиального типа резины, который иногда сносило в поворотах. Мы тщательно изучали работу подвески, самой шины, работали над химией составов, физикой деформации боковин. В итоге накопленные результаты пригодились.

Вопрос: В гонках, вы имеете в виду?
Пьер Дюпаскье: Да, мы поняли, что создали что-то интересное, когда одолжили один из наших экспериментальных комплектов старому приятелю Жерару Ляруссу, а он, едва поставив их на свою "Альпин", выиграл крупное ралли. Поэтому, когда "Рено" вскоре дебютировало в гонках спорт-прототипов и они спросили у "Мишлена", хотим ли мы помочь, то ответ был уже готов. А затем, перейдя в "Ф-1", они уже не желали работать ни с кем другим, кроме нас. Причем одновременно мы получили предложение и от "Феррари". Дело в том, что мы много работали с Энцо для серийных машин, и незадолго до этого он специально просил сделать резину для новой модели "Дайтона". Более того, Коммендаторе сказал, что если мы не сделаем резину, то он вообще не будет конструировать эту машину. Ведь она должна была достигать скорости 303 км/час, а до этого у него уже было немало проблем из-за лопнувших покрышек наших конкурентов. Мы сделали шины, машина вышла в серию и оказалась прекрасной. Так что, узнав о "Рено" и "Мишлене" в "Ф-1", синьор Феррари также захотел наши шины. Вот так, безо всякой коммерческой стратегии, началась наша работа в "Формуле". Сейчас такое и представить невозможно.

Вопрос: Причем работали весьма успешно - 59 побед в эпоху жесткой конкуренции! 
Пьер Дюпаскье: Да, мы выигрывали и титулы, но, увы, в середине 80-х экономическая ситуация нашей фирмы стала тяжелой, и мы вынуждены были уйти. Но созданный имидж, знаете, работает десятилетиями. Не поверите, но в прошлом году наши социологи провели во Франции опрос общественного мнения, и одним из вопросов был: "Участвует ли "Мишлен" в "Ф-1"?" Так вот, спустя 15 лет после нашего ухода 70% моих соотечественников ответили "Да"! Неплохо? (Смеется.)

Вопрос: Тогда встречный наивный вопрос: а зачем же было тратить деньги на возвращение, если вы и так "участвуете", по мнению рядового автолюбителя?
Пьер Дюпаскье: Ну, во-первых, экономическая ситуация выправилась, мы вышли в мировые лидеры, у нас 19% рынка! (Против 18% - у "Бриджстоуна" и 17% - у "Гудьира". - Прим. А.П.) Во-вторых, мы ведь работаем не только и не столько на Францию, сколько на весь мир, а там цифры опросов, естественно, были совсем другими. И в третьих, коммерческие причины вновь не были самыми главными, хотя на этот раз решение, конечно, принимал уже совет директоров - после изучения всех имеющихся данных.

Вопрос: То есть?
Пьер Дюпаскье: Дело в том, что все эти годы мы гонялись. И в Ле-Мане, и в ралли, и в мотогонках, и в ДТМ, да всего и не упомнишь. И когда чемпионат спорт-прототипов начал загибаться, мы решили его оставить. Но наши партнеры - "Тойота", "Порше", "Ауди", БМВ - буквально умоляли нас остаться хотя бы до Ле-Мана. Потом – еще чуть-чуть. И еще... И еще... Наконец, в одном из разговоров руководители "Тойоты" и БМВ (с которыми мы очень плодотворно сотрудничаем в серийной продукции) намекнули, что нацелены на "Ф-1" и были бы не против работать с нами и там. Ну а когда решение было уже принято, Патрик Фор, спортивный директор "Рено", сказал, что вскоре выкупает "Бенеттон" и также заинтересован именно в нас. Видите, нас буквально толкали в чемпионат мира (Смеется.) Хотя мы особо и не упирались!

Вопрос: Не тяжело ли одновременно вести такие программы, как "Ф-1", ралли и мотогонки?
Пьер Дюпаскье: Напротив! Одна голова хорошо, а две или, тем более, три - куда лучше. Я даже всех инженеров посадил в одну огромную комнату. Это только кажется, что между грязью Португальского ралли, положенной на колено "пятисоткой" и плавящимся асфальтом Сепанга нет ничего общего. Как только у кого-то появляются новые идеи, новые методики, он может поделиться этим с коллегами. Речь и о химическом составе, и о производстве, испытаниях, методике работы с командами, наконец.

Вопрос: Кстати, о командах. Ну, с "Простом" и "Минарди" все понятно, а вот не обидно ли, что "Бенеттон" и "Ягуар" не могут поддержать "Уильямс", так сказать, наверху протокола?
Пьер Дюпаскье: Мы предчувствовали это. Надо дать "Рено" и "Форду" время - они могут только совершенствоваться. У нас было два сценария развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Учитывая гандикап в секунду всех остальных по отношению к двум лидерам в прошлом году, мы не смели и надеяться на то, что сейчас делают Ральф и Хуан Пабло. Позади какие-то три гонки, а мы уже боролись за поул, были на первом ряду, лидировали в "Гран-при", причем долго и уверенно, и показали лучший круг в гонке. Да и сегодня опять квалифицировались третьими. Так что этот сценарий пока превосходит даже оптимистичные прикидки! 

Вопрос: Да, но иметь только одну сильную команду рискованно. Достаточно ей ошибиться - и все посчитают виновными именно вас. Сегодня с утра под дождем лучшим на "Мишлене" был Монтойя, но лишь на 11-м месте. И все журналисты тут же написали: "Французы плохи на мокрой трассе". Кроме того, остальные ваши клиенты ведь могут пожаловаться, что их подвеска не работает с вашей резиной, что шины "сделаны" под "Уильямс"?
Пьер Дюпаскье: Да, несколько лет назад я слышал эти истории про подвеску от "Феррари" и "Макларена". Наши клиенты, к счастью, такого не говорят. Ведь это абсолютная неправда. Все подвески принципиально одинаковы, и чтобы "подвести" их под резину, достаточно повернуть пару болтов на "сход-развале" и жесткости амортизаторов и торсионов. Если кто-то с этим хронически не справляется, то это скорее не наши проблемы. А вот по поводу сегодняшнего утра... Дело не в дожде или сухой трассе, дело в температуре. И вы с вашими коллегами абсолютно правы. Это действительно наша вина - мы просто оказались не готовы к такой температуре. Учтем не будущее, это тоже опыт. После обеда асфальт прогрелся, и Ральф пришел третьим. А если завтра солнышко выглянет с утра, поедем еще быстрее!

Вопрос: "Бриджстоун" был недоволен уходом "Гудьира". Предполагаю, что и вас бы не устроила монополия. Я это к тому, что если "Феррари" или "Макларен" перейдут к вам, то японцы могут покинуть "Ф-1". Но ведь отказать, скажем, Деннису или Тодту - это тоже безумие? 
Пьер Дюпаскье: Вы правы, дилемма была бы страшной. Ведь это был бы отказ "Фиату" и "Даймлер-Крайслеру". Совет директоров бы нас убил. (Смеется.) С другой стороны, остаться в одиночестве тоже плохо, и коммерческие службы это понимают. Кроме того, заманчиво побить конкурентов именно теми командами, что с нами начинают. Это было бы красиво. Да и, честно говоря, те же "Уильямс" и "Тойота" нам поверили. Доверились, если хотите. Японцы, кстати, в этом году работают по полной программе. Они не довольствуются "межсезонной" резиной, а получают новые версии по мере их поступления - в среднем раз в неделю! В общем, если резюмировать, то пока "Феррари" и "Макларен" бьются между собой, их удовлетворяет нынешняя ситуация. Но если наша третья сила начнет их теснить, то, чувствую, ждать мне эмиссаров! (В свете воскресных событий эта фраза открывает интересные перспективы. - Прим. А.П.)

Вопрос: И последнее. Ваши отношения с Россией?
Пьер Дюпаскье: Отношения прекрасные. У нас много клиентов в России, которые покупают раллийную резину, и мы следим за их результатами. Наша фирма вообще много работала с Восточной Европой даже в советское время. И с поляками, и с чехами. Что уж говорить о России! У французов и русских столько общего, наши культуры в целом столь схожи, что мы не можем не быть друзьями и партнерами. Да и коммерчески ваш рынок, конечно, очень важен для нашей фирмы. Но, опять же, не стоит все сводить к бизнесу. 

Вопрос: Другими словами, вы за "Гран-при России"?
Пьер Дюпаскье: Обеими руками! Только не в декабре! (Смеется.) А то нам и Имолы хватило. Хотя, помню, как-то Ле-Ман был в сентябре, так мы привезли шутки ради шипованный комплект. И, что вы думаете, в три ночи над трассой было ноль градусов... Стоило пойти дождю, и... Мы бы не просто выиграли, но оказались бы единственными на трассе!На следующий день рано утром по дороге на автодром вместо мокрых снежинок я увидел сияющее над холмами и виноградниками Эмилии-Романьи яркое солнце. И вспомнил нашу беседу. К моменту старта асфальт прогрелся до 27 градусов, и Ральф, выйдя вперед, легко оторвался даже от Култхарда на мягком "Бриджстоуне" и такой же тактике пит-стопов. Да и Монтойя, вплоть до своих проблем с коробкой, обгонял даже по внешнему радиусу. И не круговых, а "Джордан" Трулли! Когда же я, пробившись сквозь толпу у моторхоума, протянул руку счастливому Дюпаскье для поздравлений, он, хлопнув меня по плечу, воскликнул: "Вот видишь! Я же тебе говорил!" Да, скоро, видно, ждать "Мишлену" ходоков от красных и серебристых...

Эксклюзивное интервью Пьера Дюпаскье Алексею Попову. "Спорт-Экспресс". 23.04.2001.
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.