Его слово - закон, его рукопожатие надёжнее любого контракта. В обстоятельном интервью Blick нестареющий коммерческий босс Формулы 1 Берни Экклстоун рассуждает на самые актуальные темы, волнующие болельщиков и участников чемпионата...
Вопрос: Господин Экклстоун, как идут дела у Роберта Кубицы?
Берни Экклстоун: Как раз собирался ему позвонить. Мы уже общались несколько дней назад, и он произвел на меня сильное впечатление. Роберт буквально сражается, чтобы как можно быстрее вернуться в гонки. Нам остается только надеяться, что у него все получится – Формуле 1 не хватает Кубицы.
Вопрос: Вам тоже приходится бороться. Медиа-магнат Руперт Мердок и босс FIAT Джон Элканн хотят купить Формулу 1…
Берни Экклстоун: Я удивлен. Когда вы хотите что-то купить, то в первую очередь выясняете, продается ли это. И лишь потом изучаете качества продукта и его цену. Лишь после этого можно принимать решение.
Вопрос: Звучит логично…
Берни Экклстоун: Да, но в нынешней ситуации все выглядит так, словно они не знают, как поступить. Зачем им нужны партнеры?
Вопрос: Они полагают, что Формула 1 стоит шесть миллиардов долларов…
Берни Экклстоун: Лично я никогда такого не говорил.
Вопрос: А сколько же она стоит?
Берни Экклстоун: Мне сложно оценить то, что принадлежит другим людям. Формула 1 не моя – я лишь являюсь исполнительным директором компании CVC. К тому же – она не продается.
Вопрос: Почему? Сейчас же самый подходящий для этого момент. Формула 1 на подъёме, а последние изменения лишь еще более подняли ее стоимость…
Берни Экклстоун: Владельцы CVC довольны ситуацией. Они зарабатывают деньги, которые могут использовать в других областях бизнеса.
Вопрос: Если бы Формула 1 принадлежала медиа-корпорации – это пошло бы ей на пользу?
Берни Экклстоун: Сомневаюсь. У группы Мердока могут возникнуть сложности, так как у них есть только платные каналы телевидения. А наши договоренности с Европейским союзом предусматривают обязательный показ гонок по общедоступному ТВ.
Вопрос: А что вы скажете об аналогичном намерении владельцев Ferrari из компании Exor?
Берни Экклстоун: Если бы я руководил командой, то оказался бы далеко не в восторге от того, что весь чемпионат принадлежал бы одному из моих оппонентов.
Вопрос: Стоит ли командам, объединив усилия, выкупать часть акций?
Берни Экклстоун: Полагаю, им просто не хватит денег, придется идти в банк за кредитом (смеётся).
Вопрос: Но ведь Мердок никогда не говорит о чем-то понапрасну…
Берни Экклстоун: Если бы нам нужно было срочно продать Формулу 1, не претендуя на большие деньги, его предложение, пожалуй, заинтересовало бы нас. Он руководит крупной и хорошо организованной компанией, которая добилась ощутимых результатов. Хотя я и не вижу, как бы он мог использовать Формулу 1 на благо своего бизнеса.
Вопрос: Есть ли вообще смысл покупать Формулу 1 до заключения нового Договора Согласия, где будет определено распределение доходов?
Берни Экклстоун: Забудьте о Договоре Согласия. CVC приобрела Формулу 1 в те времена, когда никакого Договора Согласия, можно сказать, и не было. Автопроизводители угрожали нам созданием альтернативной серии. Так что это был самый неудачный момент для покупки. Но в СVС все же предпочли заплатить немалые деньги. Сейчас риски куда ниже.
Вопрос: Команды настаивают, чтобы им выплачивали 70% денег от трансляций, а не половину, как сейчас…
Берни Экклстоун: Вот уже пять раз, когда мы продлевали Договор Согласия, команды требовали больше денег. Им еще повезло, что компания принадлежит не мне. Никаких шансов, что они получат 70%.
Вопрос: Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло вновь заговорил об альтернативном чемпионате…
Берни Экклстоун: О да, все мы знаем, насколько он эмоционален. Не напомните, сколько уже раз Ferrari собиралась покидать Ф1?
Вопрос: В 2013 году вступают в силу новые правила…
Берни Экклстоун: Президент FIA Жан Тодт отлично знает, что я о них думаю. Людям нравится смотреть гонки, потому что они получают удовольствие от окружающей их атмосферы, от быстрых машин и от звука моторов. Последний исчезнет при переходе на четырёхцилиндровые турбомоторы. Болельщики останутся дома, организаторы Гран При не смогут платить нам, команды потеряют деньги.
Вопрос: Можете ли вы как-то остановить этот процесс после того, как решение было принято в декабре 2010-го на заседании Всемирного совета?
Берни Экклстоун: FIA приняла свои решения, отталкиваясь от неверных предпосылок. Они не подумали о возможных последствиях и лишь теперь заговорили о них.
Вопрос: Автопроизводители заинтересованы в экологичных технологиях. Может ли Формула 1 игнорировать их?
Берни Экклстоун: Чистые технологии – это для автомобилей класса Туринг. Там это важно, ведь на старт выходят почти такие же машины, что ездят по улицам. Формула 1 – совсем другое. Эта техника строится с единственной целью. И если мы сравним общие энергозатраты с другими спортивными дисциплинами, окажется, что у нас не все так плохо.
Во время велогонки Тур де Франс расходуется больше топлива, чем у нас – вспомните о том огромном караване машин, который сопровождает участников. На самом деле, больше всего топлива по-прежнему расходуют болельщики, которые приезжают на автомобилях, чтобы увидеть соревнования. Так что приходится говорить организаторам, чтобы они продавали на 10% меньше билетов.
Вопрос: Вы действительно ведёте войну против Тодта?
Берни Экклстоун: Нет, с чего вы взяли.
Вопрос: Недавно вы назвали FIA "неудачной шуткой"…
Берни Экклстоун: Я сказал это о новом регламенте на двигатели.
Вопрос: Но ведь и при выборе нового поставщика шин – между Pirelli и Michelin – вы не были согласны с Тодтом…
Берни Экклстоун: Мы хотели с 2011 года сделать гонки более зрелищными, а для этого было нужно, чтобы комплект шин выдерживал не более трети общей дистанции. К этому были готовы только в Pirelli – и мы благодарны им. Это было смелое решение – но зрелищность гонок резко возросла. Люди подходят ко мне на улицах и благодарят за это. В Michelin и Bridgestone отказались воплощать такую задумку – они очень беспокоились о собственном имидже.
Вопрос: И в итоге обгонов действительно стало больше…
Берни Экклстоун: На 90% это именно заслуга Pirelli. Эффект от введения подвижного заднего крыла пока ясен не до конца. А KERS никогда не оказывала особой помощи при обгонах. Эта система лишь должна нести мысль о том, что в Ф1 используются «зелёные» технологии. При этом часть команд использует KERS, а часть – нет. Стоимость разработки системы достигает 15 миллионов долларов, а ведь мы хотим экономить. Вместо этого тратятся огромные суммы, и никто не знает – с какой целью.
Если бы нам нужны были исключительно обгоны, проще было поступить, как в свое время в серии A1GP, у них была кнопка на руле, при нажатии на которую мотор получал дополнительную мощность. Это стоило несколько сотен долларов.
Вопрос: Что происходит с делом арестованного немецкого банкира Грибковски? Были слухи, что вы подкупили его…
Берни Экклстоун: Прокурор Мюнхена попросил меня не давать комментариев по этой теме. Так я и поступлю.
Вопрос: Формула 1 приезжала в Турцию в последний раз?
Берни Экклстоун: В скором будущем в стране пройдут выборы. Только после их завершения можно будет говорить о том, что будет дальше. Когда я впервые приехал туда, нам пришлось пробираться на полноприводной машине через заболоченные поля, чтобы найти подходящее место для трассы. На протяжении двух первых лет местная торговая палата поддерживала проведение Гран При. Сейчас его организация выходит слишком накладной. К тому же, зрителей там довольно мало – может, дело в том, что автодром далековато от Стамбула.
Вопрос: А дело не в том, что вы требуете у организаторов этой гонки деньги по двойному тарифу?
Берни Экклстоун: Мы не требуем ничего невозможного. Какая гонка ближе всего к Турции? Венгрия. Я готов дать турецким организаторам такой же договор, как у венгров, заменив в нем лишь название страны.
Вопрос: Какова ситуация с переносом Гран При Бахрейна? 3 июня – это самая последняя дата для принятия решения?
Берни Экклстоун: Да, поскольку нам требуется решение Всемирного совета FIA для внесения изменений в календарь. Но прежде всего, нам нужны гарантии Бахрейна, что Гран При пройдет в безопасности. Мы не станем изменять дату только для того, чтобы потом снова все отменить.
Вопрос: Себастьян Феттель невероятно быстр в нынешнем сезоне…
Берни Экклстоун: Он потрясающе талантлив. Когда я впервые увидел Феттеля, то сразу сказал – он будет чемпионом мира, притом не раз.
Вопрос: Феттелю всего 23 года, а он выиграл уже 19 квалификаций и 13 гонок. Сможет ли он перекрыть рекорды Шумахера? У Михаэля в таком возрасте была всего одна победа и один поул…
Берни Экклстоун: Если бы коэффициент был хороший – я бы сделал ставку, что Феттелю это удастся!
Вопрос: Что вы скажете о Михаэле Шумахере, который провел после возвращения уже 23 гонки?
Берни Экклстоун: Я удивлен и расстроен. Мне бы хотелось посмотреть, как он проедет за рулем Red Bull, потому что никто не знает, насколько хороша машина Mercedes GP. Но в сравнении с собственным напарником Нико Росбергом Михаэль выглядит неважно. Михаэль – настоящий боец, он по-прежнему может побеждать. Я первым обрадуюсь, если он обгонит Феттеля.