Исполнительный директор авиакомпании AirAsia Тони Фернандес пришел в Формулу 1, как и Виджей Малья, через спонсорство, но с другой идеей – не создания собственной, а возрождения легендарной команды. В интервью официальному сайту чемпионата Тони Фернандес говорил о сочетании британского бренда Lotus и малайзийской страсти к гонкам...
Вопрос: Что для вас значит бренд Колина Чепмена и Джима Кларка?
Тони Фернандес: Это замечательное наследие. Я вырос с этими именами, я следил за выступлениями Джима Кларка на машинах, построенных Колином Чепменом.
Вопрос: Малайзийская компания пытается возродить британскую легенду – как это начиналось?
Тони Фернандес: Я пришел в Формулу 1 через спонсорство команды Williams и их сотрудничество с AirAsia. В последние пять лет многие активы Формулы 1 были связаны с Малайзией, я нашел Proton и Lotus – мне кажется, что это брак, созданный на небесах. У меня была фантастическая встреча с Клайвом и Хейзел Чепмен в Гудвуде, и они нам передали машину Айртона Сенны, на которой была одержана последняя победа Lotus.
Мы осознаём ответственность, будем базироваться на этом наследии и надеемся вместе с подразделением дорожных машин Lotus выйти на уровень Ferrari с дорожными машинами и с командой Формулы 1. Задача серьёзная, но у нас есть представление о том, как реализовать этот план, и есть мечта.
Вопрос: Как вы планируете этого добиться?
Тони Фернандес: Здесь два аспекта. Во-первых, мы хотим доказать, что Lotus и Proton могут быть глобальным брендом, мы хотим возродить Lotus и показать, что изготовленные в Малайзии машины Proton базируются на высоких технологиях и разработках.
Не менее важен кадровый вопрос, за все годы, что Малайзия связана с Формулой 1, в чемпионате работала лишь горстка малайзийских инженеров, практически не было малайзийских гонщиков и менеджеров. Я хочу доказать, что мы умеем не только строить небоскребы, я хочу, чтобы наши дети знали, что они конкурентоспособны.
В дни проведения Гран При Малайзии многие носят майки Ferrari, я надеюсь однажды увидеть одежду с малайзийской символикой.
Вопрос: Продвижение двух брендов – Lotus и Proton в Формуле 1 потребует серьёзных инвестиций в тот период, когда крупные автопроизводители покидают чемпионат...
Тони Фернандес: Хорошее всегда стоит дорого. Я пришел в авиабизнес с двумя самолётами, а сейчас у нас 82 борта и известный бренд. Мы получаете то, за что платите – аудитория Формулы 1 огромна, добиваясь успеха, вы получаете прибыль в 50 раз большую, чем инвестиции. Вопрос – как добиться успеха, но я начинал авиационный бизнес с капиталом в 250 тысяч долларов, и многие считали нас сумасшедшими. Мы должны создать прочный базис и двигаться вперед, год за годом.
Вопрос: Когда вы впервые задумались о создании команды Формулы 1?
Тони Фернандес: Парни, подавшие первую заявку в FIA от команды F3 Litespeed, обратились ко мне в Сильверстоуне, с тех пор всё двигалось быстрыми темпами.
Вопрос: Вы сказали, что будете руководить командой первые несколько месяцев, а потом передадите её более опытному боссу. О ком вы говорили?
Тони Фернандес: Я сказал, что сначала нужно создать команду, а потом назначить опытного профессионала. Мой бизнес связан с AirAsia, но я хочу доказать, что моя страна способна на большее. Между сегодняшним днём и первой гонкой следующего сезона есть некоторое время, и я горжусь тем, чего мы смогли добиться за последние четыре месяца. Дайте нам ещё четыре, и мы найдём того, кто займёт пост руководителя.
Вопрос: Вы пригласили на работу Майка Гаскойна, хорошо известного в Формуле 1. Вы нашли общий язык?
Тони Фернандес: Майка пригласили ещё в Litespeed, но мне нравится его стиль, его честность. Он посвятил свою жизнь этому спорту и сейчас эффективно работает с малайзийцами. Думаю, мы нашли отличного специалиста.
Вопрос: Каким будет бюджет команды Lotus?
Тони Фернандес: Мы оцениваем затраты на машину в 20-30 миллионов фунтов, которые поступят от акционеров, а эксплуатационные расходы в 55 миллионов, но главное – не бюджет, а умение оптимально его расходовать, что доказал Виджей Малья. Многие малайзийские спонсоры интересуются участием, мы соберём эти деньги.
Вопрос: Другой ключевой элемент – гонщики, у вас уже есть идеи?
Тони Фернандес: Мы начинаем поиск. Нет смысла думать о гонщиках, пока нет уверенности в том, что вы будете участвовать в чемпионате. Но сейчас, когда заявка одобрена, когда есть поставщик моторов и мы нанимаем персонал, можно подумать о пилотах. Идеальная комбинация – опытный гонщик и новичок, но пока я не могу назвать конкретных имен.
Вопрос: Насколько далеко вы продвинулись с машиной, что сейчас происходит на базе?
Тони Фернандес: Машина тестируется в аэродинамической трубе, фактически она будет готова в конце декабря, получит мотор Cosworth, и в начале января мы, как и соперники, сможем начать тесты.
Я взял на себя определённый риск, мы начали работу над машиной до того, как заявка была одобрена, но жизнь всегда связана с риском – или вы угадываете, или нет. Возможно, риск окупился, когда Макс и Берни увидели нашу страсть к гонкам и желание работать, возможно, им просто понравилась идея команды не из Европы.