Гонщик Lotus Роман Грожан рассказал об особенностях гоночного уик-энда в Бахрейне и высказал своё мнение о ситуации, возникшей между пилотами Mercedes во время Гран При Китая…
Вопрос: Как показала себя машина Lotus на китайской трассе? Все ли было в порядке?
Роман Грожан: Вообще-то да. Мы знали, что в Китае нас ждёт трудная гонка из-за деградации шин, как передних, так и задних, поэтому нам было сложно вмешаться в борьбу за первые шесть мест, но, думаю, мы довольны и результатом, и тем, как вела себя машина. Пастор Мальдонадо тоже показал неплохую скорость – было приятно, что в какой-то момент гонки мы ехали на 7-й и 8-й позициях.
Вопрос: Что скажете о шансах на предстоящую гонку?
Роман Грожан: Полагаю, теоретически трасса в Бахрейне подходит нам лучше, чем шанхайская, но ещё предстоит убедиться, что машина будет нормально работать. Ситуация осложняется тем, что тренировки в пятницу пройдут в дневное время в условиях жары, а гонка стартует вечером уже после наступления сумерек, поэтому разница в температурах будет весьма заметной. Кроме того, прогноз обещает довольно ветреную погоду.
Вопрос: Что вы можете сказать о прогрессе, которого достигла команда, модернизируя машину после всех сложностей прошлого сезона?
Роман Грожан: Разумеется, по сравнению с прошлым годом мы добились значительных улучшений. Думаю, мы чётко представляем, что нужно делать с машиной и в каком направлении двигаться. С начала сезона гонки проходили на трёх разных трассах, у каждой из которых свои особенности, но поведение E23 оставалось примерно одинаковым, а это позитивный признак.
Следовательно, мы можем сосредоточиться на решении ряда конкретных вопросов. Надеюсь, те несколько технических новинок, которые мы привезли в Бахрейн, окажутся эффективными, и, разумеется, более существенный комплекс усовершенствований будет представлен в Барселоне. Пока мы не испытаем их на трассе, трудно что-то говорить определённо, но результаты аэродинамических исследований вполне обнадёживающие.
Вопрос: Как вы полагаете, удастся ли вам догнать Williams до летнего перерыва? Насколько это реалистичная задача?
Роман Грожан: Не знаю, надеюсь, мы сможем улучшить результаты прохождения кругов на одну секунду, а это одновременно и немало, и не достаточно. Полагаю, Барселона покажет, сможем ли мы добиться заметного прогресса.
Вопрос: Уровень прогресса, достигнутый к этому моменту, превышает ожидания команды?
Роман Грожан: Нет, если судить по количеству заработанных очков. Но если говорить о скорости, то, по-моему, мы уже вышли на неплохой уровень, если в квалификации боремся за 7-ю или 8-ю позиции. Или, скажем так, наши результаты позволяют рассчитывать на позиции примерно между 7-й и 10-й, но в гонке мы выглядим немного лучше. В Австралии у нас были шансы заработать очки, в Малайзии тоже, но не сложилось. И только в Китае наконец всё прошло так, как мы и планировали.
Вопрос: Прогресс обусловлен переходом на силовые установки Mercedes?
Роман Грожан: Думаю, надо говорить обо всём в комплексе. Конечно, машина тоже стала совсем другой, а благодаря двигателю Mercedes мы сразу поехали быстрее, но наши инженеры также работают весьма плодотворно, прилагая массу усилий, чтобы добиваться дальнейших улучшений.
Вопрос: Что вы думаете по поводу комментариев Нико Росберга, который считает, что Льюис Хэмилтон намеренно его сдерживал во время гонки в Китае, из-за чего был риск, что его могут догнать гонщики Ferrari?
Роман Грожан: Обычно в подобных случаях сначала мы всегда слышим резкие слова, но все ситуации разные. По-моему, я ни с кем из моих напарников не ссорился, разве что с Кими в 2013 году была напряжённая ситуация во время Гран При Индии, и хотя после гонки у нас не было разговора на эту тему, не думаю, что начались бы серьёзные осложнения.
Вопрос: Вы не считаете, что иногда лучше пойти на открытое обострение отношений?
Роман Грожан: Мы все – разные люди…
Вопрос: Вы один из тех гонщиков, кому иногда удаётся опережать соперников в неожиданных местах, где редко происходят обгоны. Такие манёвры доставляют вам особое удовольствие?
Роман Грожан: Да, каждый обгон приносит удовольствие, и какие-то из них я хорошо помню, например, в 2012-м в одной из первых гонок сезона я на первых кругах опередил Льюиса Хэмилтона. Моя машина работала прекрасно, а у него были проблемы с шинами. Я решил рискнуть, и всё отлично получилось. Когда у тебя всё в порядке с машиной, надо в полной мере использовать преимущество и стараться при этом предпринимать не совсем стандартные манёвры.
Но ты всегда просчитываешь степень риска. Например, в Малайзии ситуация была рискованная, когда я попытался опередить Переса по внешнему радиусу 12-го поворота. Я предполагал, что он оставит мне место на трассе, но он этого не сделал…
Вопрос: Это Перес-то оставит? (общий смех)
Роман Грожан: ...Но, по-моему, такие моменты всегда делают гонку более зрелищной. Думаю, я всегда был агрессивным гонщиком, иногда даже слишком… Например, сезон 2012 года был для меня сложным, я допускал ошибки, которые были связаны с тем, что я ставил перед собой неправильные цели. Но главное, ты должен понять, что именно ты делаешь неверно, и тогда есть шанс, что ты сможешь изменить ситуацию. Думаю, одна из моих сильных сторон – умение проводить квалификацию в агрессивном ключе, что даёт свои результаты.
В ключевые моменты гонки это тоже помогает, когда у тебя минимум времени на принятие решения об обгоне. Разумеется, ты должен контролировать риск, поскольку всегда надо помнить, что к созданию машины причастны сотни людей, и ты не хочешь допустить аварию.
Вопрос: Но, вероятно, в момент обгона вы об этом всё-таки не думаете?
Роман Грожан: Это всегда где-то в подсознании, ведь ты всегда стараешься избежать непродуманных действий. Обгон происходит в считанные секунды, в этот момент ты должен держать под контролем множество различных обстоятельств, принимать правильные решения, стараться не допускать ошибок, так что тебе приходится очень интенсивно работать в кокпите машины.
Вопрос: Кого из соперников было сложнее всего обгонять?
Роман Грожан: Думаю, Марка Уэббера. Однако опытные гонщики ведут себя на трассе более корректно. Если ты обгоняешь Дженсона, Фернандо Алонсо или Феттеля, ты знаешь, что обычно всё проходит нормально, без неожиданностей. Молодые гонщики, пожалуй, ведут себя более агрессивно, их опережать немного сложнее. Ты уже знаешь, кто оставит тебе место, а кто этого не сделает.
Вопрос: Вам не кажется, что когда усложнилась конструкция аэродинамических компонентов, когда на машинах появились новые передние крылья, это затруднило обгоны, поскольку стало сложнее вплотную преследовать соперников?
Роман Грожан: Полагаю, если ваша машина позволяет вести борьбу на трассе, даже когда прижимная сила несколько снижается, поскольку вы едете вплотную позади соперника, то обгон пройдёт нормально. Но в таких ситуациях, которые мы видели в Китае, когда в 13-м повороте никто не мог удержаться позади соперника, в том числе из-за особенностей поведения шин, то, разумеется, обгоны будут затруднены.
Вопрос: В прошлом году у Lotus были проблемы не только из-за двигателей, но и из-за неэффективной аэродинамики шасси. Теперь с этим удалось разобраться?
Роман Грожан: Да, однозначно, и я уже намного больше доволен машиной, её поведение стало предсказуемым, что позволяет пилотировать в предельных режимах, выжимая из неё максимум.