Накануне Гран При Абу-Даби Роман Грожан подвёл некоторые итоги сезона и рассказал об особенностях предстоящего гоночного уик-энда, последнего в 2016 году.
Вопрос: Завершается дебютный сезон в истории Haas F1. Каких усилий потребовало создание команды с нуля, и приносит ли вам радость участие в этом проекте?
Роман Грожан: Сезон был отличный. Участие в работе команды в её дебютном сезоне даёт уникальный опыт. Я хотел стать первым гонщиком, кто заработает для Haas F1 её первые очки, но следующие цели – это подиумы и победы. Первый сезон прошёл очень интересно, хотя конечно, были не только успехи, но и неудачи. Но в целом я очень горжусь тем, чего мы добились.
После Абу-Даби будет время проанализировать сделанное, понять, что можно улучшить в дальнейшем, но в целом для первого сезона мы отработали очень здорово.
Вопрос: Какой момент сезона вам больше всего запомнился?
Роман Грожан: Трудно выбрать какой-то один момент, поскольку и радостей, и переживаний было много. Но если что-то надо выбрать, то я выберу Австралию, нашу первую гонку и первые заработанные очки. Когда мы прибыли в Мельбурн, мы ещё не были на 100% готовы, но всё-таки смогли финишировать на 6-м месте.
Вопрос: В этом году вы заработали для Haas 29 очков – ни одной команде-дебютанту в истории Формулы 1 подобное не удавалось. Можно ли сказать, что эти достижения равноценны победе?
Роман Грожан: Да, мы все их так воспринимаем. Я это сказал команде по радио, когда финишировал 5-м в Бахрейне. Для Haas F1 это было подобно победе. 29 очков в дебютном сезоне! И при этом у нас огромное преимущество перед Renault, Sauber, Manor, а McLaren и Toro Rosso мы проиграли не так уж много. Всё это очень серьёзные достижения. Нам не раз везло, но какие-то шансы мы упустили, однако в целом наша работа заслуживает позитивной оценки.
Вопрос: В какой мере опыт этого года поможет в дальнейшем, ведь команда разрабатывает новую машину для следующего сезона?
Роман Грожан: Думаю, он действительно важен. Именно поэтому вся команда, прежде всего, Джин Хаас и Гюнтер Штайнер хотели, чтобы в проекте участвовал опытный гонщик. Конечно, я стараюсь всеми силами помогать команде. Опыт – ключ к успеху, он сделал своё дело в этом году, и ещё более важную роль сыграет в будущем.
Вопрос: Автодром в Абу-Даби – впечатляющее место. Что отличает эту гонку от других этапов календаря?
Роман Грожан: Это действительно отличный автодром. Гонка начинается при свете дня, а финиширует уже в темноте. Солнце садится по ходу гонки, что по-своему интересно. Атмосфера в Яс-Марине всегда прекрасная, ты знаешь, что после гонки начинаются каникулы, ведь это финал сезона. Впрочем, я собираюсь атаковать по-прежнему агрессивно.
Вопрос: Трасса состоит из трёх секторов: как нужно подбирать настройки, которые отвечали бы всем её особенностям?
Роман Грожан: В целом, наиболее характерными для этой трассы являются медленные повороты. К скоростным относятся только 2-й и 3-й. Их мы обычно проходим на полном газу, особенно в квалификации. Есть там и довольно длинные прямые участки, но больше всего внимания нужно уделять именно медленным поворотам, особенно на последнем секторе.
Вопрос: Гонка в Абу-Даби стартует в сумерках, но завершается в темноте – насколько меняется состояние трассы по мере того, как понижается температура воздуха и асфальтового покрытия?
Роман Грожан: В день гонки эти изменения ощущаются не так сильно. Скорее, они заметны между первыми двумя тренировками, а потом между третьей сессией свободных заездов и квалификацией. Вот тогда наблюдается большая разница и в температуре трассы, и в поведении машины. Это надо иметь в виду. У нашей команды нет данных, собранных в предыдущие сезоны, и мы не знаем заранее, как настраивать аэродинамический обвес и шасси между 3-й тренировкой и квалификаций. Выяснять всё это придётся уже на месте.
Вопрос: Покрытие трассы в Абу-Даби довольно гладкое, и требуется время, чтобы оно покрылось слоем отработанной резины. По ходу уик-энда сцепление улучшается, но как вы ищете предел возможных скоростей, начиная с пятницы, и в остальные дни?
Роман Грожан: Сложнее всего разобраться в том, как меняются условия между первыми двумя тренировками. По сути только вторая сессия свободных заездов репрезентативна в плане подготовке к квалификации и гонке. Во время 3-й тренировки ещё довольно жарко, поэтому у вас есть только полтора часа, чтобы определиться с оптимальными настройками.
Вопрос: У вас остались какие-то яркие воспоминания о выступлениях на этой трассе в начале карьеры?
Роман Грожан: В 2010-м я выиграл в Абу-Даби гонку категории GT1, выступая за команду Matech Competition. Это был мой первый старт на этапах чемпионата мира FIA GT, и мы одержали победу. Это был очень приятный момент…