В Абу-Даби Фелипе Масса проведет свою последнюю гонку Формулы 1. Пришла пора вспомнить прошлое и рассказать о планах на будущее, но бразильский ветеран заявил, что не собирается вешать шлем на гвоздь…
Вопрос: Фелипе, гонка в Сан-Паулу получилась для вас очень эмоциональной. Вероятно, именно там вы в полной мере осознали, что уходите из Формулы 1. Что вы чувствуете – радость, грусть или что-то среднее?
Фелипе Масса: Что-то среднее. Я определенно доволен своим решением, но также осознал, что, вероятно, мне будет чего-то не хватать. Мне нравится пилотировать машину, но я также убежден, что поступил правильно. Я готов к следующему шагу в своей жизни.
Вопрос: Вам предстоит провести еще один Гран При. Что вы почувствуете в понедельник утром после гонки в Абу-Даби?
Фелипе Масса: Думаю, мне будет просто легко на душе. Уверен, чего-то будет не хватать, но по каким-то вещам я точно скучать не стану. Пилотирование и конкуренция – этого мне будет не хватать. Если вы так долго живете в мире автоспорта, где столь высока конкуренция, то это становится вашей второй натурой. Уверен, после завершения карьеры появится некая пустота, которую нужно будет чем-то заполнить.
Вопрос: За годы в Формуле 1 вы боролись со многими чемпионами мира: Михаэлем Шумахером, Жаком Вильневом, Фернандо Алонсо, Кими Райкконеном, Дженсоном Баттоном, Себастьяном Феттелем, Льюисом Хэмилтоном. Некоторые из них были вашими напарниками…
Фелипе Масса: Именно это я и имею в виду, когда говорю, что буду скучать по конкуренции – по соперничеству с лучшими. Мне также будет не хватать того, что я больше не имею отношения к технологиям Формулы 1, того, что оттачивает ваше мастерство с каждым изменением регламента. Но я готов оставить все это в прошлом.
Вопрос: Есть что-то, по чему вы точно не будете скучать?
Фелипе Масса: Например, по работе на симуляторе. И по постоянным перелетам. Не поймите меня неправильно, мне нравится путешествовать, но в последнее время перелетов стало слишком много. Есть и другие мелочи, которых мне будет не хватать, но я оставлю это при себе! (смеется) Я горжусь своим решением, хотя когда в Сан-Паулу я возвращался в паддок, меня переполняли эмоции. Реакция публики в тот момент вызвала у меня мурашки по коже – я могу гордиться своей карьерой.
Вопрос: Насколько весело было выступать в Формуле 1? Вероятно, вы провели в чемпионате лучшие годы в своей жизни, в молодом возрасте добившись успеха и финансовой независимости. Какие забавные моменты вы можете вспомнить? Может, что-то с участием Михаэля Шумахера?
Фелипе Масса: Да, с Михаэлем было очень весело. Большинство таких эпизодов происходили во время зимних мероприятий Ferrari в Мадонна-ди-Кампильо, когда мы «профессионально веселились»! Крутили «пончики» на снегу и катались на горных лыжах…
Вопрос: А что можете сказать о Кими Райкконене? Можете вспомнить веселые истории, связанные с ним?
Фелипе Масса: Ха, честно говоря, иногда работать с Кими было непросто, поскольку его не особо интересовали разговоры! (смеётся) Иногда просто сказать «Привет» или «Доброе утро» было для него уже слишком много. Но иногда удавалось застать Кими и в другом настроении, когда он был совсем не таким: болтал без остановки и весело проводил время. Должен сказать, что мы с ним совершенно разные, но Кими всегда был предельно честным – это нас и объединяло. Примерно такая же ситуация и с Валттери Боттасом, хотя должен отметить, что Валттери говорит немного больше, чем Кими! Но у него такой же менталитет. Опять же, все сводится к честности и уважению.
Вопрос: Звучит, словно вы всегда прекрасно относились к своим напарникам. Это так?
Фелипе Масса: На уровне личных отношений, да. Но, разумеется, были и профессиональные отношения – конкуренция. Иногда вы недовольны собой, когда проигрываете. Поэтому, конечно, стараетесь выступить лучше, и тогда начинается настоящее соперничество.
Вопрос: С кем у вас были наиболее близкие отношения из напарников?
Фелипе Масса: С Михаэлем. Во многих вещах он был моим наставником. Разумеется, я также хотел опережать его, но всегда смотрел на него, как на своего кумира, стараясь брать с него пример. Вероятно, он меня воспринимал как маленького мальчика, которому нужна была помощь. Отношения с ним очень отличались от тех, что были у меня с другими напарниками. Вероятно, поэтому я решил объявить о своей отставке в Монце, поскольку с этим местом связана одна история.
В 2006-м Кими подписал двухлетний контракт с Ferrari, и уход Михаэля был для меня единственной возможностью остаться в команде. И он сделал это, объявив о решении в Монце. Вероятно, он немного устал и, возможно, также подумал: «Фелипе хорошо справляется с работой, дам ему шанс остаться». Я не знаю этого наверняка, но о своей отставке я объявил десять лет спустя там же, в Монце, в 2016-м.
Вопрос: Вы можете вспомнить, когда перестали быть наивным молодым гонщиком, который рад просто выступать в Формуле 1, и стали более настороженно относиться к команде, напарникам и прессе?
Фелипе Масса: Оглядываясь назад, думаю, я всегда был довольно открыт в общении с прессой. Я действовал более осторожно, когда выступал за Ferrari, но в команде давали гонщикам много указаний по поводу того, что именно говорить. Кстати, мне это никогда не нравилось, но я был частью команды, поэтому уважал их распоряжения.
Вопрос: За 15 лет в Формуле 1 были ли моменты, когда вы чувствовали себя некомфортно?
Фелипе Масса: Вероятно, в мой последний год c Ferrari. Я устал и потерял мотивацию. В той ситуации я думал: «Может быть, я слишком хороший?». Я знал, что это помогает мне во многих областях жизни, но, вероятно, не в Формуле 1. Возможно, я упустил некоторые возможности – в чемпионате вы должны быть жёстким и агрессивным, но тогда я не был бы самим собой. Я никогда не был похож на доктора Джекила и мистера Хайда! (смеется)
Вопрос: Какой следующий шаг ждёт Фелипе Массу в его жизни?
Фелипе Масса: У меня есть некоторые идеи, но сейчас я не готов что-либо ответить. Могу сказать только, что еще ничего не решено. Я хочу сделать что-то серьезное. Конечно, продолжу выступать в гонках, но это только часть большого плана.