В четверг в Мельбурне Роман Грожан прокомментировал итоги тестов и говорил об ожиданиях от первого этапа сезона...
Вопрос: После тестов вы говорили, что в этом году Haas F1 может многих удивить…
Роман Грожан: На тестах мы выполнили свою работу. Мне с первого же круга понравилось поведение машины, впечатления сразу были очень хорошими, а это важно. Обычно когда так происходит, то и машина оказывается быстрой.
На тестах, несмотря на определённые проблемы, мы проехали большую дистанцию. Сейчас они решены. Пока это наша лучшая зима. Команда хорошо подготовилась, мы стали опытнее, у нас больше необходимых инструментов, больше инженеров…
Журналисты любят раздувать истории из тестов, но мы примерно представляем, какие позиции занимаем. Конечно, в субботу в квалификации мы получим более точный ответ. Но мы удовлетворены итогами тестов: удалось проехать большую дистанцию, машина предсказуемо реагировала на то, что мы делали – у нас хорошая основа для дальнейшей работы. С ощущениями всё понятно, посмотрим, насколько быстрой она получилась.
Вопрос: Вы расстроитесь, если не пройдете в финал квалификации?
Роман Грожан: Пожалуй, да. Но шесть мест в десятке уже заняты гонщиками Ferrari, Mercedes и Red Bull Racing – для остальных останется всего четыре места, а это немного.
Небольшой команде, как наша, сложно бороться со столь сильными соперниками. Мы словно учавствуем в двух разных гонках, рассчитывая на одну из этих четырех позиций позади топ-команд. Но произойти может всё, что угодно. Сезон только начинается. Постараемся раскрыть потенциал машины и добиться тех же ощущений, той же стабильности, что на тестах в Барселоне. Важно заставить шины работать. Если всё получится, у нас будет шанс стартовать из десятки.
Вопрос: Если не принимать в расчет три топ-команды, остальных разделяет всего полсекунды, так что результаты будут очень плотными…
Роман Грожан: В этой группе есть несколько крупных команд: McLaren, Renault, Toro Rosso… Alfa Romeo Sauber немного им уступает. У Williams возникли небольшие проблемы на тестах, но они могут отыграться. На зимних тестах вы видите одно, а когда начинается сезон, всё меняется. Борьба будет плотной, если мы сможем сражаться с сильными соперниками – будет здорово, учитывая, что команда существует всего третий год. Посмотрим, что получится. Но мы сосредоточены на своей работе и не стремимся покорить Марс, Юпитер или Нептун – неважно.
Вопрос: Достаточно ли в Haas F1 готовы к этой борьбе?
Роман Грожан: Наша команда меньше большинства других, у нас не так много ресурсов, но мы стараемся максимально эффективно их использовать. Все наши поставщики делают то же самое. В Dallara и Ferrari полностью выкладываются, чтобы нам помочь стать сильнее.
Сотрудничество с Ferrari касается не только моторов – они играют важную роль, но мы получаем от них ещё и подвеску, гидравлику, коробку передач. Именно поэтому когда Джин Хаас говорит, что Haas F1 не должна уступать Ferrari более половины секунды, я не считаю это невыполнимой задачей. Для этого в плане аэродинамики нужно всё сделать верно, но у нас есть хорошие специалисты. Посмотрим.
Одна из ключевых задач Haas F1 в этом году – постоянно дорабатывать машину. Было бы неправильно назвать это нашей слабой стороной, поскольку год назад мы рано сосредоточились на VF-18. В прошлом году мы закончили доработку машины к маю. Это произошло очень рано, но позволило нам построить неплохую машину для этого сезона.
Вопрос: Поскольку Haas F1 – небольшая команда, для вас особенно важна первая половина сезона, пока соперники разбираются с машинами. За рулем VF-18 будет проще добиваться высоких результатов?
Роман Грожан: В первых гонках у нас действительно больше шансов, ведь у соперников могут возникнуть проблемы с надежностью, или они ещё не успеют разобраться со своей машиной. И, как правило, к маю все готовят много новинок, и именно там вы видите большую разницу в скорости. Посмотрим. Для нас важна каждая гонка, каждое заработанное очко. Если бы в 2016-м мы не заработали очки в Мельбурне и Бахрейне, то не смогли бы закончить сезон на восьмой строчке Кубка конструкторов.
Вопрос: За последние два года главной проблемой команды была недостаточная стабильность: успешные уик-энды сменяли неудачные, один гонщик выступал лучше, второй – хуже. Вы решили эту проблему?
Роман Грожан: Это одна из проблем. Нельзя, чтобы в Австралии мы заняли четвертое место по скорости, а в Мексике – стартовали с последнего ряда. Мы стараемся решить эту проблему. Кроме того, в команде стало больше инженеров, больше ресурсов, так что всё должно пройти спокойнее. Я надеюсь на это. Время покажет.
Вопрос: Какую роль играет стабильность лично для вас?
Роман Грожан: Я постоянно выкладываюсь, но не всегда получается. В Формуле 1 от гонщика зависит не так много, как от машины. Кроме того, мой напарник – не из тех, кто появился ниоткуда и никогда прежде не добивался результатов. Это очень хороший, сильный гонщик.
Как правило, поведение машины менялось слишком резко, и эта проблема возникала у нас обоих, поэтому нам пришлось нелегко. В большинстве случаев все смотрят на результаты и видят, что мы выступали нестабильно по ходу сезона. Я надеюсь, что в этом году машина мне подойдет и мы добьемся желаемой стабильности.
Вопрос: Нехватка стабильности в прошлом году связана с вашей неуверенностью в машине?
Роман Грожан: Я иначе сформулировал бы вопрос и сказал бы следующее: когда у вас хорошая машина, вы чувствуете уверенность. Когда она не настолько хороша, этого чувства нет. Знаете, в 2014-м я был полностью уверен в Lotus – тогда мы не меняли настройки в шести последних гонках – всё и без того было замечательно.
Вопрос: Вы сказали, что на первом же круге машина вела себя очень хорошо. В чем она лучше прошлогодней?
Роман Грожан: Когда я поворачиваю руль, машина поворачивает. В прошлом году часто мешала недостаточная поворачиваемость, что мне категорически не нравилось. Было сложно заставить резину работать. Теперь у нас больше данных и инструментов, чтобы понять, что надо сделать. Это должно помочь. Посмотрим.
Все выглядит неплохо, мы добились прогресса, но только по ходу сезона сможем понять, насколько большой это шаг вперед. Мы настроены оптимистично. На зимних тестах машина вела себя хорошо, у нас эффективный мотор, мне нравится её пилотировать. Посмотрим, как будет складываться сезон, постараемся регулярно её дорабатывать, чтобы стабильно хорошо выступать во всех гонках.
Вопрос: С тормозами проблем больше нет?
Роман Грожан: Нет. В двух или трёх последних гонках прошлого сезона проблем уже не было – мы нашли нормальные тормоза. Всё должно быть в порядке.
Вопрос: Кто сейчас работает на симуляторе? У вас есть гонщик, который этим занимается?
Роман Грожан: Нет.
Вопрос: Вы уверены, что в этот уик-энд сможете побороться за победу?
Роман Грожан: Хорошо сформулирован вопрос. Посмотрим в субботу. Шанс побороться за высокие позиции есть, но сначала надо без проблем провести тренировки, выполнить свою работу, понять, какой будет погода – прогноз обещает дожди.
Вопрос: Серхио Перес надеялся, что команды из середины пелотона сократили отставание от лидеров. В прошлом году только одному гонщику не из топ-команды удалось подняться на подиум. Это возможно в 2018-м?
Роман Грожан: Если гонка будет такой же, как прошлогодний Гран При в Баку, шансы есть. Но такие гонки бывают не каждый день и не каждый год. Если бы вы спросили меня в 2015-м, смогу ли я подняться на подиум, я бы точно сказал «нет», но в Спа я финишировал в тройке. Всё сложилось идеально, машина работала хорошо – посмотрим. В спорте всегда есть шанс. Иногда в футболе ждёшь, что какая-нибудь команда выиграет, а она проигрывает. Формула 1 немного сложнее…
Вопрос: Но преимущество топ-команд осталось прежним?
Роман Грожан: Думаю, да. В крупных командах работают тысячи человек, а у нас 145. Соперничать с ними на равных невозможно.