Новая машина Lotus проехала не так много кругов на тестах, но в команде уверены, что у нее неплохой потенциал - нужно лишь разобраться с проблемами. Роман Грожан комментировал ситуацию в групповом интервью перед Гран При Австралии.
Вопрос: Сегодня в Мельбурне отличная солнечная погода, но завтра она может испортиться…
Роман Грожан: Прогноз обещает хорошую погоду…
Вопрос: …метеорологи могут ошибаться…
Роман Грожан: Не знаю. Сейчас есть много других переменных, команде и Renault Sport предстоит проделать огромную работу. На тестах мы не смогли выполнить всю запланированную программу. Такова ситуация на данный момент, но мы должны постепенно двигаться вперёд.
Вопрос: Мы привыкли видеть вас спокойным и жизнерадостным, но в Бахрейне вы показали себя с другой стороны, потеряв хладнокровие в боксах Lotus…
Роман Грожан: На самом деле, это была шутка. Я подшутил над механиком, а камера это засняла, и запись разошлась по всему миру. Забавная история. Типичная для Формулы 1.
Вопрос: Значит, вас устраивает поведение машины…
Роман Грожан: Порой я был недоволен машиной. Бывало, что на круге выезда из боксов что-то ломалось, и приходилось возвращаться обратно. И так четыре раза за день - потерять самообладание было легко… Впрочем, сердиться или уходить от проблем нет смысла. Надо вместе работать и стремиться к максимальным результатам.
Да, межсезонье прошло крайне неудачно: у Renault возникли проблемы с мотором, у нас – с машиной, но нам удалось собрать кое-какие данные, немного поработав на трассе. Если теперь всё сделать верно – одно это можно считать прогрессом. Кроме того, я уверен, что в Renault решат проблемы и скоро всё наладится.
Судя по расчетам, у нас неплохая машина, но надо кое-что сделать и многому научиться. Бывает, что вы слишком эмоционально реагируете на ситуацию, если всё складывается не так, как хотелось бы. Впрочем, мы работали только на тестах, а первая гонка ещё впереди.
Вопрос: Вы расстроены, что не смогли проехать достаточно кругов?
Роман Грожан: Не могу сказать, что расстроен, скорее, это странная ситуация. Мы не так много знаем о машине: как она поведет себя на старте, во время имитации квалификации или гонки, при обгонах и обороне своей позиции, в режиме машины безопасности… Это немного увеличивает прессинг, ведь всю эту информацию предстоит собрать за гоночный уик-энд. Ситуацию нельзя назвать идеальной, но она такова. Надо постепенно двигаться вперед и выполнить максимум задач.
Вопрос: Каким должен получиться уик-энд, чтобы вы назвали его успешным?
Роман Грожан: Если мы добьемся прогресса по сравнению с нынешней ситуацией. У нас неплохая скорость. Честно говоря, я скорее хотел бы лидировать 20 кругов в гонке, а потом сойти из-за поломки, чем финишировать, уступая лидерам по четыре секунды на круге.
Вопрос: Прогноз на завтра обещает хорошую погоду, но в воскресенье может пойти дождь. Вы не тестировали машину в дождевых условиях, ничего не знаете про новые дождевые шины… Что вы думаете о подобных проблемах?
Роман Грожан: Хороший вопрос. Увеличился крутящий момент, новый двигатель ведёт себя менее предсказуемо, чем V8, хуже управляется, так что на влажной трассе может быть нелегко. Мы должны адаптироваться к разным условиям, поэтому я сказал, что нужно двигаться постепенно.
Вопрос: Вы работали на симуляторе в переменчивых условиях?
Роман Грожан: Да. Я не ожидал, что симулятор окажется столь реалистичным. Я занимался на нём до того, как сел в машину, поэтому мне пришлось непросто, ведь существует разница между симулятором и реальностью. Узнав эту разницу, вы возвращаетесь к симулятору и можете выполнить кое-какую работу. Именно этим мы занимаемся: стараемся подобрать подходящие настройки и определяем те параметры, которые должны опробовать в Австралии. Надеюсь, мы сделали правильный выбор.
Вопрос: Гран При Австралии – первая гонка, в которой вы будете работать без Эрика Булье. Что изменилось после его ухода?
Роман Грожан: Во-первых, он занимался моей карьерой, всегда поддерживал меня, был мне хорошим другом. Немного странно видеть его в серой униформе. Он сыграл важную роль в моём возвращении в Формулу 1, но теперь я действую самостоятельно. Здорово будет бороться на трассе с гонщиками его команды.
Вопрос: В конце прошлого года вы были в хорошей форме, но сейчас машина не столь конкурентоспособна. Как вы с этим справляетесь?
Роман Грожан: В Формуле 1 всё не так, как в беге на 100 метров. Когда вы бежите, всё зависит только от вас, а в нашем случае результат зависит от эффективности машины. Вся команда должна максимально выкладываться и двигаться в одном направлении. Мы стремимся к этому. Сейчас Lotus не входит в число фаворитов, но это не значит, что мы не будем работать и сомневаемся в своих будущих победах.
Вопрос: В прошлом году вы могли навязать борьбу Red Bull Racing, а теперь эта команда столкнулась с такими же проблемами, что и вы. Вы по-прежнему на них ориентируетесь?
Роман Грожан: Мы следим за всеми, ведь задача не в том, чтобы опередить только одну из них. Как я сказал, мы хотим выигрывать гонки, а для этого надо опередить всех. С другой стороны, независимо от того, используем ли мы одинаковые моторы, было бы здорово оказаться впереди Red Bull Racing. Если нам это удастся, значит, мы хорошо справляемся со своей работой.
Вопрос: Когда вы решите проблемы с надежностью, машина позволит бороться за победы?
Роман Грожан: Сложно сказать. Теоретически, да, но пока мы не могли полноценно поработать на трассе. У нас есть данные проверок в аэродинамической трубе – это одно, а теперь мы должны работать на трассе, а это совсем другое.
Вопрос: На тестах мы видели, сколько времени занимает устранение неполадок в силовой установке. Как вы будете справляться с этим в пятницу утром?
Роман Грожан: С пятницей всё просто, но субботнее утро вызывает гораздо больше вопросов…
Вопрос: Если возникнут проблемы, потребуется целый день на их решение...
Роман Грожан: Это часть спорта. Нужно немного удачи. Кроме того, необходимо оценить риск и понять, что даст гонщику нахождение в боксах. Субботнее утро может оказаться довольно сложным: если появятся какие-то проблемы, например утечка в аккумуляторах, то на этом для вас всё закончится.
Вопрос: Если вы не сможете постоянно прогрессировать, удастся ли вам выйти на старт?
Роман Грожан: Да.
Вопрос: …и доехать до первого поворота?
Роман Грожан: Думаю, да. Кроме того, мне надо избежать аварий (смеется). А там посмотрим.
Честно говоря, я не знаю, как всё сложится: иногда проблемы возникали на круге выезда из боксов и не всегда были связаны с силовой установкой. Нужно собрать всё воедино. С программным обеспечением можно поработать на базе и на динамических тестах, и я верю, что в Renault добились прогресса.
Вопрос: Моторы омологированы, даже если удастся быстро решить проблемы с программным обеспечением, вы можете оказаться в невыгодном положении…
Роман Грожан: Я не моторист. Я спросил у специалистов, сделали бы они то же самое, если бы пришлось заново создавать V6 – они ответили «да». Они уверены в том, что конструкция двигателя верна.