В интервью после финиша в Мехико Льюис Хэмилтон подвёл итоги сезона, который принёс ему пятый чемпионский титул…
Вопрос: Льюис, это вы выиграли титул, или в Ferrari его проиграли?
Льюис Хэмилтон: Сезон получился невероятным, очень сложным – физически и морально – для всей команды. Ferrari была очень сильна, особенно в первой половине сезона, и мы не знали, когда сможем переломить ситуацию. Но важно, что даже когда мы были позади, нам удавалось минимизировать потери, терять, скажем, семь очков, что очень немного. В целом, мы лучше них справились со своей работой – команда и гонщик. Этот фактор имел ключевое значение в этом году. И мы действительно можем этим гордиться.
Вопрос: Когда машины Ferrari были быстрее, сложно было не запаниковать?
Льюис Хэмилтон: Паника может возникнуть, если вы перегружены, если стараетесь сделать больше, чем можете. Важно контролировать этот процесс.
В Спа мы приехали с большими ожиданиями. Команда подготовила множество новинок – это было самое серьёзное обновление машины в моей карьере, не считая 2009 год, когда у McLaren была неудачная машина, но обновив её перед Нюрбургрингом, мы разом отыграли восемь десятых. Но и Ferrari подготовила новинки к Спа – столько же, если не больше.
Вопрос: Ferrari была впереди в Спа, потом её гонщики заняли весь первый ряд на старте в Монце, но в гонке вы смогли перевернуть ситуацию, и борьба за титул продолжилась…
Льюис Хэмилтон: Я квалифицировался третьим и был зол на себя, поскольку знал, что мог проехать быстрее. Я никогда не сдерживаюсь, критикуя себя. Справиться с огорчением вечером в субботу было непросто, но я думал о том, как агрессивно буду атаковать в воскресенье.
Агрессию сложно измерить. Если зайти слишком далеко, вы можете стать причиной аварии, если атаковать недостаточно агрессивно, не сможете отыграть позицию.
Никто не знает, какой будет ситуация на старте. Каждое воскресенье в первом и втором повороте всё всегда складывается по-разному. Вы не можете предвидеть, куда сместится тот или иной гонщик. Это непредсказуемо, очень интересно, и щекочет нервы. Старт – одна из главных интриг в автоспорте.
Думаю, в то воскресенье в Монце наши соперники получили самый чувствительный для них удар по ходу сезона. Хотя лично для Себастьяна неприятной была и ошибка в Хоккенхайме. Если ошибается команда, это неприятно, но когда вы понимаете, что контролировали ситуацию, а потом по своей вине всё потеряли, это ужасное чувство. Он принял это близко к сердцу.
В Монце мы нанесли им удар, но знали, что впереди несколько трасс, вроде Сингапура, где Ferrari традиционно была быстрее. Никто из нас не ожидал, что мы победим в Хоккенхайме, Монце или Сингапуре, но вместе мы отлично справились. Мы слушали друг друга и эффективно взаимодействовали.
Вопрос: В этом году было меньше уик-эндов, когда вам не удавалось найти подход к машине…
Льюис Хэмилтон: Я бы так не сказал. Уик-энд в Китае был отвратительным, как и в Монреале. Первая половина сезона складывалась не лучшим образом. В Мельбурне, где мы упустили победу, появился повод для оптимизма. Мы подумали, что имеем преимущество, но это оказалось не так.
Вопрос: В чём разница между первой и второй половиной сезона?
Льюис Хэмилтон: По ходу развития сезона вы осваиваетесь с машиной, начинаете понимать, какие настройки ей лучше подходят на той или иной трассе. Каждый уик-энд вы ищете оптимальный баланс, постепенно информация накапливается.
Во время летнего перерыва появляется шанс оценить свои сильные и слабые стороны, понять, что необходимо изменить. Каждая гонка задаёт вопросы и даёт ответы, если постепенно вопросов становится меньше, вы прибавляете и лучше проводите вторую половину сезона.
Вопрос: В этом году вы не раз добивались удивительных результатов, в чём причина?
Льюис Хэмилтон: Вы этого не видите, но со мной работает большая группа людей. Это мои инструменты, мои солдаты, можете называть как угодно. Каждый из нас считает про себя, что он лучший в своём деле, но когда есть возможность опереться на кого-то ещё, силы складываются.
Моя задача – добиться максимума от каждого из них. Я мотивирую их, помогаю пережить сложные ситуации, когда уик-энд сложился неудачно. Вот эта опора сыграла ключевую роль в этом году. Прежде я лично взаимодействовал лишь с несколькими парнями – с гоночным инженером, с телеметристом. Сейчас я стараюсь добиться максимума от каждого в своей части команды.
Вопрос: Именно это взаимодействие помогло вам добиться преимущества в три секунды на мокрой трассе в Хоккенхайме…
Льюис Хэмилтон: Да, если бы у меня не было этих парней на правильных местах, я не смог бы полностью реализовать свой потенциал. Гоночный талант у меня был всегда, но если с машиной что-то не так, это не даёт мне возможности использовать её на 100%. Это коллективный труд.
Вопрос: Насколько лучше вы сейчас организуете этот труд?
Льюис Хэмилтон: Это не оценить какими-то цифрами. Гораздо лучше. Скажем, если спроецировать ситуацию 2007 года, то сейчас у меня не было бы шансов, хотя я был столь же быстр.
Мы смогли прибавить даже по сравнению с прошлым годом. Он сложился удивительно хорошо, после такого сезона можно расслабиться и двигаться по инерции, но я привык каждый год поднимать планку. Даже в этот уик-энд в Мехико я говорил своей команде, что в следующем году нам нужно выйти на новый уровень.
Вопрос: Можно ли сказать, что способность не допускать ошибок по ходу столь длинного сезона важнее ярких побед?
Льюис Хэмилтон: Победы доставляют гораздо большее удовольствие. Что касается ошибок. Невозможно не допускать ошибок по ходу столь продолжительного сезона. Я тоже ошибаюсь. Порой потерянная десятая в квалификации может стоить вам поула. В следующем году я постараюсь не терять этих десятых, ну, или свести потери к минимуму.
Вопрос: По ходу сезона вы никогда не думали, что догнать Ferrari не получится?
Льюис Хэмилтон: Нет. Я всегда чувствовал, что они на расстоянии вытянутой руки. Я люблю борьбу. Ещё в детстве, когда я выступал на старом карте, который стараниями отца выглядел неплохо, но уступал в скорости, я стартовал позади и в гонке должен был как-то компенсировать его недостатки. Часто говорят, что нам платят за ту одну, две или три десятых, которые мы можем отыграть за счёт мастерства – а порой это как раз разница между машинами.