В интервью TotalRace директор Pirelli Motorsport Пол Хембри говорил об особенностях работы с резиной…
Вопрос: Кто монтирует шины на диски – техники Pirelli или команды делают это самостоятельно?
Пол Хембри: У нас есть бригада из 40-45 техников, которые отвечают за монтировку шин и передают их командам. После гонки колёса размонтируются – мы забираем резину, а диски возвращаем – у каждой команды они свои.
Вопрос: Какой газ вы используете для накачивания шин?
Пол Хембри: Раньше разрешалось использование специальных газов, но сейчас это запрещено и мы накачиваем шины сухим воздухом – влага удаляется, чтобы обеспечить необходимую стабильность. Давление воздуха отличается у разных команд.
Вопрос: Что происходит с резиной после гонки?
Пол Хембри: Мы отправляем шины в Великобританию для утилизации. Они сжигаются при высокой температуре, а получившийся остаток используется для производства цемента.
Вопрос: Даже те шины, которые не были использованы по ходу Гран При?
Пол Хембри: Да. Все шины, которые были смонтированы на диски, подлежат уничтожению. В Формуле 1 важно гарантировать стабильность боковой поверхности шин, чтобы избежать вибрации, способной привести к сходу с дистанции. Мы работаем с большой точностью и даже используем специальный клей, но всё это, к сожалению, приводит к необходимости уничтожения шин после их снятия с диска.
Вопрос: В середине сезона вы тестировали новый жесткий состав…
Пол Хембри: Мы пытались его тестировать, но лишь впустую потратили время. На самом деле, мы пытались сравнить данные, полученные на нашем тестовом шасси 2010 года с работой шин на машинах 2012 года. Возможно, мы попытаемся сделать это ещё раз, но решение пока не принято.
Вопрос: Отличаются ли в этом году промежуточные и дождевые шины от прошлогодних? Есть ощущение, что в 2012-м машины чаще аквапланируют…
Пол Хембри: На скорости в 280 км/ч дождевая резина способна отводить 60 литров воды в секунду из пятна контакта, а промежуточная – 25.
Вопрос с аквапланированием достаточно сложный, факторов множество, и не все они касаются шин. Многое зависит, к примеру, от высоты подвески – в Формуле 1 она невелика, а по трассе порой текут целые реки. Кроме того, аквапланирование неизбежно, если машина попадает на участок со стоячей водой, но когда её становится слишком много, то дело уже не в резине – из-за большого количества брызг возникают проблемы с видимостью и на трассу выезжает автомобиль безопасности.
Нас часто спрашивают о том, почему мы не сделаем ещё более эффективную дождевую резину? Если свободные заезды проходят под дождём, гонщики часто не выезжают, чтобы не рисковать аварией и повреждением машины, а во время гонки в сложных ситуациях выручает автомобиль безопасности.
Думаю, наблюдая за гонкой с дивана, многие недооценивают сложность пилотирования под дождём. Спросите у гонщиков про видимость, и они скажут, что вынуждены смотреть по сторонам, чтобы понять, на каком участке трассы находятся – впереди просто ничего не видно, сплошная стена из водяных брызг. В такой ситуации велик риск аварии, а в нашем спорте мы не можем забывать о безопасности. Даже на обычных дорогах люди сбрасывают скорость, когда идёт дождь.