Мир Формулы 1 полон вопросов, которые часто остаются без ответа. Как часто пилот общается с инженером во время гонки? Что нужно для успешного старта? Какое сердцебиение у пилота? На эти и другие вопросы в интервью бразильскому TotalRace ответил Фелипе Масса…
Вопрос: Когда вы недовольны настройками, то говорите инженеру, что конкретно нужно изменить или просто описываете поведение машины?
Фелипе Масса: Обычно трудно сказать, что конкретно необходимо изменить в настройках. Чаще всего я говорю примерно следующее: «Машина нервно ведёт себя на выходе из поворота, возможно, стоит немного смягчить заднюю подвеску». Гонщик рассказывает инженеру о своих ощущениях, а тот предлагает несколько вариантов решения. Например, можно попробовать изменить расположение балласта. Так и происходит поиск настроек. Важно, что с машиной работают люди, которые знают мои предпочтения и на основе данных телеметрии могут понять, в какую сторону необходимо двигаться.
Вопрос: Как часто вы общаетесь с инженером во время гонки?
Фелипе Масса: На каждом круге. Я сообщаю ему о важных моментах. Например, каждые два круга он спрашивает меня о резине, и я отвечаю: «Ее состояние позволяет проехать на круг больше, чем мы планировали». После этого мы продолжаем обсуждать стратегию. Он постоянно со мной на связи.
Вопрос: При выборе стратегии, чьё мнение имеет большее значение: инженера или пилота?
Фелипе Масса: Приоритет имеют решения команды, ведь у неё больше информации, они анализируют ситуацию на протяжении всего уик-энда и могут сравнивать телеметрию двух машин. Они знают, какая дистанция была пройдена на каждом комплекте резины в пятницу и в субботу. Анализ полной картины жизненно необходим при принятии решения.
Однако часто гонщик говорит, что шины перестали держать трассу и надо провести пит-стоп. Так же можно остановиться на круг раньше ближайших соперников и за счет этого опередить их - это важная часть работы пилота. Общую стратегию определяет команда, а гонщик уточняет детали, способные сыграть решающую роль. В зависимости от ситуации, его мнение может оказаться важнее мнения команды.
Вопрос: В этом сезоне вы хорошо стартуете. Причина в том, что команда улучшила процедуру старта или вы лично много работали над этим аспектом?
Фелипе Масса: Это вопрос даже не этого сезона. В прошлом году я также хорошо стартовал. Дело не только в контроле сцепления и разгоне, что, безусловно, очень важно на первых метрах дистанции, но и в успешном прохождении первого поворота, где необходимо избежать контакта с соперниками и использовать возможности для обгона. На мой взгляд, я неплохо справляюсь с этой задачей.
У каждой команды собственная система старта, и это один из самых важных элементов. Неудачно стартовав, можно потерять много позиций. Если процедура проходит успешно, то у пилота есть возможность правильно пройти первый поворот. У меня нет объяснений, но в этом году наша система работает хорошо и мне не на что жаловаться. Я всегда хорошо стартую.
Вопрос: Какой пульс у пилота во время гонки? Он зависит от конфигурации трассы?
Фелипе Масса: В среднем пульс 160-165 ударов в минуту. На некоторых трассах он может быть немного меньше: 120-130 ударов. Раньше я внимательно следил за ним на всех гонках, но после стольких лет в чемпионате я уже знаю, какой пульс будет на той или иной трассе, и знаю, как правильно к этому подготовиться.
Для меня самая трудная гонка – Гран При Сингапура. Проехать один круг в Сингапуре – все равно, что проехать два круга в Монако. Жара просто невыносимая. Создается впечатление, что вам в лицо постоянно дует горячий воздух, а гонка там весьма продолжительная.
Вопрос: Несколько месяцев назад вы завели аккаунт в Twitter. Как вам этот опыт?
Фелипе Масса: У меня нет необходимости писать все, что происходит. Мне нравится, что некоторые вещи остаются скрытыми от глаз общественности. Я не понимаю, когда некоторые описывают в Twitter каждый свой шаг.
Однако здорово, что с помощью этого сервиса люди смогли больше узнать обо мне, не только о моей гоночной жизни. Иногда я пишу о том, что происходит в жизни, иногда публикую забавные фотографии. Людям это нравится. Порой мне кажется, что я трачу на Twitter слишком много времени, но ничего не могу с собой поделать.
Вопрос: Где вы храните завоеванные кубки?
Фелипе Масса: Дома - в Монако и в Бразилии.
Вопрос: Вы были во многих уголках мира. Где бы вы хотели жить?
Фелипе Масса: Думаю, в Майами.
Вопрос: Некоторые пилоты слушают музыку перед стартом. А как вы настраиваетесь на гонку?
Фелипе Масса: Я не слушаю музыку, а читаю молитву – это мой единственный ритуал.
Вопрос: Сколько вам нужно времени, чтобы поменять колесо на дорожной машине?
Фелипе Масса: Понятия не имею.
Вопрос: Если возникнет такая необходимость, вы будете звать на помощь?
Фелипе Масса: Нет, не буду! (смеется) Я не знаю, сколько точно времени у меня уйдет на замену колеса, но я смогу это сделать.