До Гран При России остаётся чуть больше двух месяцев – это уже можно называть финишной прямой. На прошлой неделе мы сообщали о том, что на трассе в Сочи завершена укладка асфальта, но также в минувшие выходные в Казани Российская автомобильная федерация (РАФ) провела очередной крупный семинар, где продолжилось обучение специалистов, которым в дни российского гоночного уик-энда предстоит работать в судейском корпусе. Параллельно они прошли стажировку во время казанского этапа российского чемпионата по кольцевым гонкам.
Об этом событии и о других вопросах, связанных с подготовкой к первому Гран При России, в эксклюзивном интервью F1News.Ru рассказал Сергей Иванов, исполнительный директор РАФ, вошедший в состав недавно созданного оргкомитета гонки.
Вопрос: Как прошёл смотр сил во время казанского этапа российского кольцевого чемпионата?
Сергей Иванов: Я бы не называл это «смотром сил» – это лишь одно из наших мероприятий по подготовке судейского корпуса. Но также мы курируем и вопросы подготовки медицинских и спасательных служб, задействованных в предстоящем соревновании. Всего это порядка тысячи человек, и тех, кто будет работать на судейских должностях – чуть больше половины. В Казани мы уже провели два наиболее крупных комбинированных семинара, каждый был рассчитан на четыре дня – два дня в аудитории мы занимаемся теорией, проводим тесты, а потом, используя этапы чемпионата России, которые в том числе проходят в Казани, отрабатываем практические навыки во время реальных соревнований.
Но мы это проводим не только в Казани: такие семинары у нас прошли в Москве, в Санкт-Петербурге, но они больше носили теоретический характер. Практическое обучение судей проходило и в рамках международных соревнований на автодроме Moscow Raceway, когда там проводились этапы чемпионатов WTCC, Мировой серии Renault и DTM. По согласованию с автодромом наши люди по 50-60 человек из того состава, что будет работать на гонке Формулы 1, тоже там стажировались, участвуя в судействе. Кроме того, комплексный семинар прошёл в Смоленске, два раза в Казани, и на очереди опять Смоленск.
А настоящий смотр сил у нас будет в сентябре, уже на автодроме в Сочи. 12 – 14 сентября там пройдут тестовые соревнования – это опять же этап чемпионата России, и с промоутером мы об этом договорились с самого начала. Там надо будет в комплексе проверить всю нашу готовность, в том числе и самой трассы, которая к тому времени уже должна быть закончена.
Правда, пока у нас туговато идёт подготовка медиков и спасателей. Разумеется, мы не собираемся учить их медицине или тушению пожаров, но тут речь идёт об особенностях работы с машинами, с гонщиками, об особенностях поведения на трассе, о возможных опасностях – всему этому мы их обязаны обучить, чтобы они соответствовали всем квалификационным требованиям. Работа эта началась, но пока продвигается медленно, что вызывает некоторое беспокойство. А по судьям у нас всё идёт по графику. У всех хорошая мотивация – и у преподавателей – специалистов РАФ, и у обучаемых. Я этим очень доволен.
Вопрос: Как бы вы сейчас, когда до начала российского гоночного уик-энда остаётся уже меньше трёх месяцев, в целом оценили подготовку к Гран При? В той части, за которую отвечает РАФ…
Сергей Иванов: Дело неблагодарное – себя оценивать. Кроме подготовки официальных лиц и аттестации медиков и спасателей мы также ведём работу с документами, ведь мы должны предоставлять FIA необходимые данные, и здесь тоже всё идёт нормально. За 90 дней до гонки мы заключили трёхстороннее организационное соглашение с FIA, в котором РАФ выступает и как национальная федерация, и как спортивный организатор Гран При России. Подали всю требуемую информацию и по соревнованию, и по трассе – в соответствии с перечнем FIA, так что тут мы тоже всё выполняем.
Если говорить о подготовке в целом, то пока я удовлетворён. Конечно, есть места, которые нас беспокоят, мы понимаем, что работы ещё много, и с каждым днём её прибывает – расслабляться некогда. Но, думаю, что мы всё успеем и всё сделаем грамотно.
Вопрос: Вы можете обобщить, какие силы будут привлечены РАФ как спортивным организатором для работы в дни Гран При России? В какой мере будут использоваться иностранные специалисты, в какой мере вы намерены опираться на собственные силы?
Сергей Иванов: Конечно, предполагается присутствие бригады специалистов FIA, но их всего несколько человек. Судейский корпус в основном состоит из наших людей, хотя есть несколько представителей других стран, так называемых волонтёров – их не больше двух десятков. Наших судей будет порядка 550-ти. Впрочем, большинство наших – тоже волонтёры, они не будут получать зарплату, а только компенсацию затрат на переезд, проживание и питание. Для поднятия мотивации им, возможно, будут предлагаться билеты на концерт или приглашение на общее барбекю по окончании уик-энда, но это уже от промоутера зависит! (смеётся) Само участие в таком спортивном празднике дорогого стоит.
Так что в основном опираемся на своих, но нам помогают опытные австралийские специалисты. Один из них уже скоро, за полтора месяца до гонки, приедет в Россию и будет постоянно жить в Сочи, помогая в вопросах спортивной организации. Будет пять-шесть инструкторов из Конфедерации авто-мотоспорта Австралии (CAMS), которые будут помогать руководить судейским корпусом, а также мы договорились, что пять-семь их специалистов будут подстраховывать нас на наиболее опасных участках трассы в качестве старших трек-маршалов. Они не будут участвовать в работе, а как бы будут находиться за спиной у наших судей.
Могу сказать, что представители CAMS очень хорошо о нас отзываются, об уровне подготовки наших судей. Мы работаем с австралийцами уже третий год, и они отмечают, что за это время мы очень сильно выросли.
Честно говоря, сначала мы пошли по неправильному пути. Мы сначала думали, что, поскольку кольцевых судей у нас немного, 150 – 200, а нужно 500, то надо набрать добровольцев. И мы тут людей отчасти ввели в заблуждение, поскольку начали такую запись, и записалось их две с половиной тысячи. Куда столько?
Хотелось бы по возможности извиниться перед теми людьми, кому мы, может быть, дали не совсем обоснованную надежду. Просто мы поняли, что судей, у которых есть опыт, пускай и не кольцевой, и так набирается слишком много. Это люди, которые работают в таких дисциплинах, как ралли, картинг, кросс и так далее. Поэтому мы приняли решение провести отбор из тех судей, которые уже есть – эта работа проходила в апреле-мае. Мы консультировались с региональными отделениями РАФ – в основном, с крупными городами, где есть кольцевой спорт, где уже есть свой судейский корпус. Была масса желающих, из одного Санкт-Петербурга только 150 человек, но мы установили определённые квоты. В итоге у нас нет неопытных людей со стороны. Могу сказать, что среди судей много москвичей, но есть люди из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Смоленска, Владивостока и Красноярска. На последний семинар также приезжали хорошие ребята из Ростова, Омска, Челябинска – из тех городов, где есть сильные региональные отделения РАФ, которые могли порекомендовать людей с опытом судейства.
В эти 550 человек, которых мы отобрали, входят все представители судейского корпуса: основная доля – это флаг-маршалы, трек-маршалы, судьи, которые будут работать на пит-лейн и в дирекции гонки. Всё это наши люди. То же самое касается медицинского корпуса: это специалисты, которые будут находиться на пеших постах на трассе, на машинах скорой помощи и так далее – но это уже будут местные краснодарские медики. То же самое касается пожарных и спасателей.
Только бригады извлечения будут из Москвы – у нас есть три обученных бригады, сертифицированных FIA. И ещё одну мы обучаем в Краснодарском крае. Это люди, которые занимаются работой по извлечению гонщика из аварийной машины – это довольно сложная процедура. Наши специалисты тренируются и прошли аттестацию FIA с высшими оценками. Дай Бог, чтобы им не пришлось работать, но в этом плане мы тоже готовы.
Вопрос: В какой мере отработана схема взаимодействия между различными структурами и организациями, которые будут привлечены к проведению гонки?
Сергей Иванов: Никто не может дать гарантий, что всё пройдёт без сбоев, но естественно, что главная проверка состоится во время сентябрьских тестовых соревнований в Сочи. С другой стороны, у нас же накоплен большой опыт проведения различных гонок, и в каждом соревновании есть все эти элементы – везде участвуют пожарные, спасатели, скорая помощь. Поэтому тут нет чего-то совсем необычного, хотя, конечно, Формула 1 требует более широкого и разнообразного состава этих служб, поскольку безопасности здесь уделяется очень большое и всестороннее внимание. Разумеется, профессиональная грамотность всех специалистов, привлечённых к Гран При, будет проверяться при аттестации, но все они – обученные люди, мастера своего дела, так что, думаю, всё будет нормально.
Вопрос: Возможно, Гран При России по своему масштабу уступает сочинской Олимпиаде, но всё-таки это событие мирового масштаба, и руководство страны придаёт ему большое значение. Как на практике осуществляется государственный контроль в вопросах организации и проведении предстоящей гонки?
Сергей Иванов: Вы правы, событие такого масштаба не может пройти без государственного контроля. Издано распоряжение правительства Российской Федерации за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева, где определён состав организационного комитета по подготовке и проведению российского этапа чемпионата мира. В правительстве за всё это отвечает Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства. Он вёл эту тему с самого начала, курировал и строительство трассы, и заключение договоров по вопросам спортивной организации.
Это если говорить о самом высоком уровне. Дальше идёт Министерство спорта, с которым мы решаем оперативные вопросы, там тоже периодически проходят совещания, и у нас налажен нормальный обмен информацией. И, конечно, мы работаем с компанией «Омега», промоутером Гран При России. У РАФ подписан с ней договор, и мы выступаем здесь в двух ипостасях: с одной стороны, РАФ – национальная автофедерация, которая по нашему закону и по уставу FIA отвечает за соблюдение спортивных правил при проведении соревнований на территории России и выполняет ещё ряд других функций. С другой стороны – мы можем быть, а можем и не быть спортивным организатором. В данном случае мы посчитали, что должны выступать и в этом качестве – у кого ещё есть такой опыт?
Поэтому мы заключили договор с промоутером, с ОАО «Центр Омега», на спортивную организацию Гран При, т.е. мы выступаем как подрядчик, получаем за это деньги от промоутера и всё организуем.
Так что реальная работа началась уже давно – и с министерствами, и Краснодарский край её вёл – в этот проект вовлечено много структур. Я знаю, что давно начали работу и Минспорта, и МИД, и МВД; уже состоялись совещания и по визовому режиму, и по спортивным вопросам, и по охране общественного порядка. Работа идёт, поэтому есть уверенность, что всё будет хорошо.
Вопрос: Чем меньше времени остаётся до Гран При, тем интенсивнее внимание к предстоящей гонке со стороны FIA. Как у вас идёт деловое общение с организаторами чемпионата?
Сергей Иванов: Схема взаимодействия с FIA налажена, но, конечно, мы не общаемся с федерацией денно и нощно, как с промоутером. Но все вопросы, которые прописаны в уставе FIA, в правилах проведения гонки, во всех нормативных документах, мы отрабатываем. Могу сказать, что мы чувствуем поддержку со стороны FIA, все формальности выполняем, от федерации получаем все необходимые согласования и подтверждения, поэтому проблем никаких нет.
Вопрос: А что вас до сих пор беспокоит, какие вопросы по-прежнему требуют внимания, но не все решения пока найдены?
Сергей Иванов: Я не вижу глобальных проблем, всё понятно, что и как должно происходить и по линии министерств, и по линии РАФ. Но, как я уже говорил, пока из того, что более всего тревожит – это ситуация с подготовкой медицинских работников и спасателей. Вопросы организации работы этих служб в компетенции промоутера, и сейчас они решаются – у нас идёт очень плотное общение с «Центром Омега». Думаю, все вопросы скоро будут сняты. Но пока нам несколько не хватает информации, и мы не можем всё окончательно прописать в своих документах. Конечно, это не катастрофа, но такой тревожащий момент, на который надо обратить внимание.
Также меня волнует, чтобы все люди, кого мы привлекаем к работе в дни Гран При, сейчас получили побольше практики. Сколько бы ни проходило теоретических занятий, пока у человека не выработаются необходимые практические навыки, ты не будешь уверен, что в нужный момент он всё сделает правильно. Мы должны убедиться, что каждый получит возможность попробовать полученные знания на практике, чтобы во время соревнований у людей не было лишнего стресса, ведь прессинг в любом случае будет серьёзный.
И третье, что меня волнует – это большой объём работ по логистике, по доставке персонала. Представьте, что это такое – привезти в Сочи со всей страны более пятисот человек, разместить их, обеспечить всем необходимым и организовать их работу на месте. Но вместе с «Омегой» мы сейчас занимаемся этими многочисленными вопросами, это очень сложное и объёмное дело. Но мы вполне успешно попрактиковались, когда проводили наши крупные семинары в Казани, куда приезжало по 250 человек, сейчас на очереди Смоленск и другие мероприятия. Так что мы знаем, как это происходит, где узкие места, но всё равно это масштабная работа.