Гонщики современной Формулы 1 порой подвергаются критике, в частности, бывший менеджер Михаэля Шумахера Вилли Вебер назвал их "слабаками". С этим не согласен пилот Toro Rosso Даниил Квят, и свою позицию он обосновал в обстоятельном интервью итальянскому изданию Omnicorse, в котором были затронуты и другие темы.
Вопрос: Как вы можете себя охарактеризовать?
Даниил Квят: Я не люблю говорить о себе, предпочитаю оставить это другим. Однако могу сказать, что всегда честен и очень требователен по отношению к самому себе…
Вопрос: Вероятно, в 20 лет не очень легко освоиться в таком сложном мире, как Формула 1?
Даниил Квят: От меня здесь ничего не зависит. Я стараюсь делать свою работу как можно лучше, чтобы постоянно прогрессировать и максимально использовать потенциал той машины, которая есть в моем распоряжении. Каждый раз я должен быть ещё быстрее.
Вопрос: Сколько вам было лет, когда вы повзрослели? Сложно найти ваших ровесников, которые были бы настолько зрелыми…
Даниил Квят: Я не считаю себя таким уж и зрелым. Мне всего 20 лет, и еще многому предстоит научиться. На мой взгляд, в Формуле 1 очень много зрелых гонщиков, но важнее всего оставаться самим собой. Существует много факторов, которые могут повлиять на вас.
Вопрос: Но вы можете вести такой же образ жизни, как ваши сверстники, или в Формуле 1 приходится от чего-то отказываться?
Даниил Квят: Большую часть времени я не могу жить так, как живут другие 20-летние парни. Каждый раз, когда появляется свободное время, мне хочется вновь стать тинейджером, но в Формуле 1 нельзя отвлекаться на развлечения, необходимо всегда оставаться максимально сосредоточенным.
Вопрос: Где ваш дом? В России, где вы родились, или в Риме, где живете сейчас?
Даниил Квят: Я родился в Уфе, в Башкирии. Россия – моя родина и навсегда останется моим домом. Я много времени провел в Москве, сейчас живу в Риме и не скрываю, что хорошо знаю эти два города и чувствую себя там как дома.
Вопрос: Жак Вильнев раскритиковал вас за попытку обогнать Серхио Переса в Германии по внешнему радиусу…
Даниил Квят: Он анализирует отдельные эпизоды, но не имеет всей информации, чтобы оценить, что реально произошло. В любом случае, я не хочу критиковать его, поскольку за рулем Жак добился гораздо большего, чем я.
Вопрос: Но в данном случае критика была со стороны телекомментатора, а не коллеги-гонщика…
Даниил Квят: Не хочу никого критиковать, но я слышал несколько замечаний по поводу обгона в Хоккенхайме. Если говорить про тот эпизод, то могу сказать следующее: если бы мне сто раз пришлось повторить эту попытку, я бы ее повторил. Может быть, я действовал немного иначе, но не отказался бы от попытки пройти Серхио. Полагаю, я понял, где ошибся.
Вопрос: В чем конкретно была ошибка?
Даниил Квят: Я не оставил ему достаточно места, чтобы избежать контакта. Мне больше нечего добавить.
Вопрос: Но вы были на внешнем радиусе. Как в той ситуации можно было оставить больше места?
Даниил Квят: Если бы мне сегодня пришлось повторить тот обгон, я бы оставил место для Force India. Это была моя ошибка, и дело не в желании обойти его любой ценой. Во всяком случае, в том повороте было место для двух машин. Впрочем, даже у таких пилотов, как Айртон Сенна и Себастьян Феттель, бывали подобные ситуации…
Вопрос: В Хоккенхайме, когда загорелась ваша машина, вы действовали довольно хладнокровно.
Даниил Квят: К тому моменту моя гонка была испорчена, так что я не особо расстроился, увидев пламя.
Вопрос: Вы испугались, когда увидели огонь в задней части машины?
Даниил Квят: Я начал волноваться, когда увидел дым. У меня не было времени, чтобы испугаться, поскольку нужно было разобраться в ситуации и безопасно покинуть машину. Самое главное, сделать это надо быстро. В подобные моменты нельзя терять присутствие духа.
Вопрос: В прошлом пилоты Формулы 1 рисковали получить серьезную травму, поэтому мужество было одним из качеств гонщика. В наши дни оно по-прежнему является важным элементом?
Даниил Квят: Да, безусловно. Часто забывают, что максимальная скорость выросла по сравнению с тем, что было в 1980-е, поэтому в случае ошибки есть риск на большой скорости разбить машину. Думаю, никому не хочется, чтобы пилоты получали травмы. На мой взгляд, мужество остается одним из тех качеств, которыми должен обладать гонщик.
Вопрос: Страх – противоположность смелости? Или нет?
Даниил Квят: На мой взгляд, автоспорт остается одним из видов спорта, где мужество по-прежнему актуально. Мне не нравится, когда говорят, что сейчас пилоты не такие отважные, как в прошлом. Сравнивая современных пилотов с теми, кто выступал в 80-х, многие говорят, что нас нельзя назвать настоящими мужчинами. Все это ерунда.
Вопрос: Насколько велика роль гоночного инженера?
Даниил Квят: В условиях нового регламента общение с инженером по ходу гонки просто необходимо, как и хорошие отношения с ним. Гонщик не сможет сам контролировать работу всей силовой установки, запас энергии, поэтому вклад инженера имеет решающее значение.
Вопрос: В результате стратегию гонки определяют инженеры?
Даниил Квят: Конечно, план на гонку составляется на основании расчетов и анализа собранной информации. Однако если в гонке появляются какие-то возможности, ими нужно пользоваться, даже если они и не были учтены заранее.
Вопрос: Однако вы не станете обгонять соперника, если инженер попросит не рисковать?
Даниил Квят: Уточним один момент: если появляется шанс опередить соперника, гонщик всегда должен пробовать его обогнать. В таких условиях инженер практически никогда не просит подождать с манёвром. Но при этом необходимо помнить, что нам нужно следить за расходом топлива и износом резины.
Вопрос: Несмотря на то, что в Red Bull Racing сейчас выступают Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо, полагаете, у вас есть шанс однажды перейти в эту команду и побороться за чемпионский титул?
Даниил Квят: Не думаю, что пришло время об этом говорить. Позади только половина моего первого сезона в Формуле 1, поэтому я сосредоточен на работе в Toro Rosso. Я рассматриваю эту команду, как хорошую базу, в которой можно многому научиться. Задача состоит в том, чтобы прибавить во второй половине сезона, и, думаю, нам это по силам. Я живу настоящим и не хочу слишком много мечтать о будущем.
Вопрос: Сейчас принято говорить, что Формула 1 стала менее зрелищной. Что вы можете на это сказать?
Даниил Квят: Я не понимаю, что ждут зрители от гонок. Я посмотрел записи гонок и не могу сказать, что со зрелищностью всё так плохо. Конечно, одни гонки интереснее других, но если вспомнить первую половину 2000-х, когда побеждал один гонщик, неужели это было настолько захватывающе? Сейчас на трассе происходит много событий, от гонщиков по-прежнему многое зависит, так что все в порядке.
Вопрос: Однако телевизионный рейтинг снижается…
Даниил Квят: Может быть, болельщики не понимают изменений в регламенте, однако я считаю, что мы на правильном пути. Потребовалось определенное мужество, чтобы перейти на этот технический регламент, благодаря которому новые инженерные решения можно использовать в серийных машинах.
Вопрос: Что вы бы изменили в Формуле 1?
Даниил Квят: Я бы не стал спешить с переменами. По-моему, сейчас всё не так уж плохо.
Вопрос: Вы – часть большого коллектива. На трассе вы чувствуете ответственность, что благополучие многих семей зависит от ваших результатов?
Даниил Квят: Toro Rosso – не самая большая команда, и мы вместе стремимся добиваться максимальных результатов. Однако я предпочитаю не думать о такой ответственности, потому что это не сделает меня быстрее…