На прошлой неделе стало известно, что команды Force India и Sauber подали жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии по поводу действий руководства Формулы 1, в частности – необходимости платить огромные суммы за поставку моторов и несправедливого, с их точки зрения, распределения призовых выплат. В интервью Sport Bild руководитель Sauber Мониша Кальтенборн разъяснила позицию команды…
Вопрос: Госпожа Кальтенборн, какова ситуация в данный момент?
Мониша Кальтенборн: Все хорошо, мне не на что жаловаться.
Вопрос: Вы и Force India подали жалобу в Европейскую комиссию?
Мониша Кальтенборн: Да. Sauber F1 – одна из двух команд, подавших официальную жалобу в Европейскую комиссию за нарушение законодательства о конкуренции. Поскольку процесс уже запущен, я не могу сообщить подробности в данный момент.
Вопрос: Насколько сложно в наши дни управлять небольшой частной командой?
Мониша Кальтенборн: Очень сложно, ведь сейчас деньги играют гораздо большую роль в работе команды, чем прежде. В Формуле 1 всегда были крупные и небольшие команды, но в прошлом технический регламент позволял даже небольшим командам бороться за подиум. Сегодня это практически невозможно, поскольку изменения в регламенте потребовали серьезных инвестиций. С появлением в 2014-м гибридных силовых установок, в Формуле 1 ключевую роль стали играть мотористы. Для нашей команды, использующей клиентские двигатели, ситуация стала особенно сложной.
Вопрос: В отличие от крупных команд, вы не участвуете в разработке регламента…
Мониша Кальтенборн: Верно. Когда принимался регламент на моторы, нас не спрашивали. Я ничего не имею против гибридных технологий, но меня беспокоят расходы. Нас просто поставили перед фактом: или вы покупаете двигатели за 18 млн. евро в год, или уходите.
Вопрос: Но современные двигатели критикуют не только из-за их стоимости…
Мониша Кальтенборн: Это связано с тем, что силовые установки разных производителей отличаются по своим характеристикам. У Mercedes лучшие двигатели, моторы Ferrari на втором месте, а Renault и Honda отстают. Это приводит к тому, что сейчас силовая установка вносит больший вклад в результат, чем шасси и гонщик. Многим это не нравится, речь идет не только о расходах.
Вопрос: Допущена системная ошибка?
Мониша Кальтенборн: Да, поскольку это неправильно, что шести командам, входящим в так называемую Стратегическую группу, позволено разрабатывать правила. Это не имеет ничего общего с честной конкуренцией.
Вопрос: Существует ли подобная тоталитарная система в других видах спорта?
Мониша Кальтенборн: Я не знаю. Скорее нам нужно поучиться у других. В качестве примера можно привести чемпионат NBA в США – там небольшие команды имеют права первыми выбирать игроков на драфте. Это то, чего бы нам хотелось.
Футбол – другой пример. В Англии и Германии даже самые слабые команды получают большой процент от многомиллиардного телевизионного "пирога", поэтому у них нет проблем с тем, чтобы выжить. Конечно, лидеры получают больше, но и остальные – достаточно. Там распределение доходов более справедливое, чего не скажешь о Формуле 1.
Мы не настаиваем на том, чтобы получать такие же выплаты, как и лидеры, но просим о более справедливом распределении доходов, поскольку мы тоже являемся значительной частью шоу. Я считаю, что причиной всех бед стал технический регламент.
Вопрос: Что вы имеете в виду?
Мониша Кальтенборн: Правила можно упростить. Например, с помощью заранее утвержденного бюджетного ограничения, скажем в 100 млн. евро в год. Все команды должны придерживаться этого ограничения, но как расходовать деньги, каждый может решать сам – проводить тесты, компьютерное моделирование, работать часами в аэродинамической трубе или увеличивать технический штаб.
Думаю такой шаг позволит снизить критику в адрес Формулы 1. Тогда все станут больше говорить о спортивной составляющей, чем об экономической. Круг замкнется – в хорошем смысле этого слова. Шоу станет интереснее, вернется здоровая конкуренция, гонки перестанут быть скучными.
Вопрос: На какие результаты могла бы претендовать Sauber, если бы ваш бюджет был на 100 млн. больше?
Мониша Кальтенборн: Мы были бы гораздо ближе к лидерам. Когда мы сотрудничали с BMW, у нас была установлена четкая бюджетная планка, которую мы не могли превысить. Все видели, насколько быстрой была команда – мы боролись в первой тройке и даже выиграли гонку.
Вопрос: Но зачем производителям участвовать в Формуле 1, если они лишатся главного преимущества – большого бюджета?
Мониша Кальтенборн: Формула 1 по-прежнему является вершиной автоспорта, поэтому они должны присутствовать в чемпионате. Производители должны иметь достаточную смелость, чтобы доказать свое технологическое преимущество в условиях бюджетных ограничений. Это привлекательнее и гораздо эффективнее. Лучше добиваться успеха за счет каких-то новинок, чем за счет большего бюджета. Радость от достижения успеха должна быть на первом месте.
Вопрос: Если бы с вами начал сотрудничать автопроизводитель, уровня BMW, дела в Sauber пошли бы на поправку?
Мониша Кальтенборн: Это необязательно должен быть автопроизводитель. Мы ищем надежного и сильного партнера, который захочет максимально использовать маркетинговые возможности, которые предлагает Формула 1.
Вопрос: Как реагируют на ваши слова крупные команды?
Мониша Кальтенборн: В Формуле 1 никого не интересуют проблемы других.
Вопрос: Насколько важны небольшие команды для Формулы 1?
Мониша Кальтенборн: Они – основа Формулы 1. Грубо говоря, мы и есть Формула 1, поскольку участие в чемпионате – наш основной бизнес. Для автопроизводителей это просто маркетинговая платформа.
Вопрос: И последний вопрос: насколько вам было бы легче управлять командой, будь вы мужчиной?
Мониша Кальтенборн: Я считаю, что мы живем в мужском мире, и это относится не только к Формуле 1. В финансовом мире это выражено наиболее ярко. Если вы женщина, то вас начинают сильнее критиковать. Женщинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы чего-то добиться.