В интервью Auto Motor und Sport легендарный американский гонщик, чемпион мира 1978 года Марио Андретти заявил, что Формуле 1 не стоит спешить с переменами, чтобы не потерять свою уникальность.
Вопрос: Сейчас многие критикуют Формулу 1, но так ли всё плохо?
Марио Андретти: Формула 1 – это великолепный продукт. Она сохраняет прежнюю философию, сделав ставку на техническое совершенство – это её отличительный, фирменный стиль. Болельщики обожают Формулу 1.
При этом, очевидно, что автоспорт очень дорог и порой выходит за рамки – время от времени приходится адаптироваться. Это должна быть именно адаптация, а не просто перемены ради перемен. Ни одна гоночная серия не идеальна, но не стоит пытаться заново изобрести велосипед – это было бы худшее, что можно представить.
Вопрос: Может ли Формула 1 что-то перенять у Indycar?
Марио Андретти: Скорее – наоборот. Я не вижу, что Формула 1 может взять у Indycar. Сейчас все говорят о доминировании Mercedes, некоторые считают этот фактор негативным для спорта, а меня он как раз привлекает – мне нравится следить, как Ferrari сокращает отставание.
Гонки в Венгрии и Сингапуре показали, что в Mercedes больше не могут позволить себе ни одной ошибки. Феттель и Ferrari – очень сильное сочетание, они извлекают пользу из любого промаха Mercedes. Мне, как болельщику, это нравится.
Вопрос: Джастин Уилсон погиб, когда обломки другой машины попали ему в голову. Нужна ли в автоспорте более серьёзная защита кокпита?
Марио Андретти: Авария Джастина стала следствием ужасного стечения обстоятельств, как и авария Массы в Венгрии. Джастин ехал седьмым или восьмым мимо места аварии, но обломки попали именно в него. Такое случается раз в сто лет, гарантировать защиту от любых случайностей невозможно.
Нужны ли закрытые кокпиты? Об этом нужно спросить у действующих гонщиков, но любое решение нужно тщательно обдумать, ведь могут возникнуть другие проблемы. Автоспорт никогда не будет на 100% безопасен.
Вопрос: Одна из проблем Формулы 1 – большая разница в доходах сильных и слабых команд. Не кажется ли вам, что в Indycar с этим лучше справляются?
Марио Андретти: Главное отличие в том, что команды Формулы 1 самостоятельно строят машины, поэтому всегда будут разные полюса, как Mercedes и Manor. В Manor точно знают, что никогда не будут выигрывать.
В Indycar ситуация иная, там может выиграть любая команда, но за это приходится расплачиваться тем, что отличия между машинами минимальны. Было бы ошибкой лишать Формулу 1 технического вызова, ведь это одна из ключевых особенностей чемпионата. Хотя, проблемы финансирования частных команд нужно решать.
Вопрос: В Формуле 1 фактор помощи гонщикам со стороны команд играет большую роль. Правильно ли это?
Марио Андретти: Эту проблему легко решить. Отменить передачу телеметрии, ограничить радиообмен. Мне нравится подход MotoGP, где на трассе каждый сам за себя. После старта гонщик должен сам усмирять своего коня – без помощи команды, без подсказок с пит-уолл – чистые гонки, как в старые времена. Но проблема в том, что машины Формулы 1 очень сложны технически. Впрочем, гонщики отлично чувствуют распределение тормозных усилий и температуру шин, в подобных факторах можно вполне обойтись без помощи команд.
В этом направлении Формуле 1 нужны перемены. Нужно отказаться от тех факторов, которые облегчают пилотирование – как можно больше вопросов гонщик должен решать сам, и чем некомфортнее ему при этом будет, тем интереснее для зрителей.
Вопрос: Вам нравится идея сделать машины в 2017-м более эффектными и агрессивными?
Марио Андретти: Почему нет? Команды в любом случае каждый год строят новые машины. В некоторых областях Формуле 1 действительно стоит стать современнее. Например, перейти на 18-дюймовые шины. Но ещё больше нужны подобные косметические перемены в Indycar – машины должны выглядеть лучше.