Жак Лаффит имел долгую и выдающуюся карьеру в гонках до аварии на старте британского Гран При 1986 года, где после удара от одного из соперников его Ligier воткнулfcm в отбойник и он получил переломы обеих ног.
Ему было уже 31, когда он дебютировав за Williams в 1974, но настоящий успех пришел с переходом в Ligier в 1976-м. Жак провел десятилетие с французской командой, и в золотой период 1979-1981 выиграл шесть этапов. После ухода из Формулы 1 он периодически появлялся на "Кубках Порше" и в Ле-Мане, а теперь комментирует гонки Формулы 1 на франацузском телеканале TF1...
Вопрос: Вы довольны жизнью телевизионного комментатора?
Жак Лаффит: Я доволен, потому что я смотрю на автомобили, людей, вижу своих друзей. Это лучшая работа для меня. Это не легко, но по крайней мере я знаю то, что я делаю. Мне намного легче делать это, чем, например, Просту. Мне нравиться моя работа! Кроме TF1, я работаю с Mobil 1 во Франции и рекламирую другие компании.
Вопрос: Вы гоняетесь где-нибудь в этом году?
Жак Лаффит: Возможно, мне дадут машину одной из французских формул, как в прошлом году. Я не гонялся по льду этой зимой – жена родила близнецов и было трудно пропадать из дома каждый уик-энд. К сожалению, мне действительно трудно продолжать выступления, потому что этапы Формулы 1 проходят каждые 14 дней, просто не успеваю. Но я тестировал спорткар Ferrari 333SP для TF1 на этой неделе.
Вопрос: Скучаете по гонкам?
Жак Лаффит: Да, скучаю, но мне почти 57 и трудно уговорить кого-нибудь предоставить мне машину. Может быть удастся стартовать в ралли "Париж-Даккар" на будущий год или выступить в гонках на льду, но я не оставлю трассу. Я ушел из Формулы 1 только из-за аварии в Брэндс-Хэтч.
Вопрос: Вы не хотите стартовать в гонках исторических автомобилей?
Жак Лаффит: Меня не интересуют старые машины. Во-первых, это чужая и очень дорогая техника, во-вторых, если возникнет проблема, то это становится просто опасно.
Вопрос: Некоторые гонщики после Формулы 1 не участвуют в гонках. Вы понимаете их?
Жак Лаффит: Нет. Думаю, если вы любите гонки, то не можете оставаться в стороне. Если бы мне сейчас предложили принять участие во французском чемпионате какой-нибудь небольшой формулы, я с удовольствием принял бы предложение. Мне нравятся гонки.
Вопрос: Что Вы думаете о современной Формуле 1?
Жак Лаффит: Это фантастика. У них много денег, чтобы работать сразу по нескольким направлениям. Это интересно для команд, инженеров и пилотов. Машины фантастические, как и технологии, хотя побеждать всегда непросто – с деньгами или без них.
Прежде, чтобы выиграть, вы должны были иметь хорошего гонщика, хороших инженеров, хорошую машину. Теперь вся разница в количестве денег. Если у вас их больше, значит вы можете позволить себе лучший персонал, большее количество тестов. Это стало работой, а в мое время было удовольствием.
Вопрос: Что Вы думаете о Михаэле Шумахере?
Жак Лаффит: Я не слишком хорошо знаю Михаэля, но он производит впечатление очень умного человека. Он еще молод и у него фантастическое будущее.
Вопрос: Почему в Формуле 1 нет молодых французских пилотов?
Жак Лаффит: Политика во Франции изменилась. Мы не тратим много денег на своих гонщиков, вокруг достаточно пилотов. Я полагаю, если мы думаем, что они хороши, они должны доказать это. Я не знаю, достаточно ли они хороши.
Вопрос: Кого из парней в Формуле 3000 вы считаете подающим надежды?
Жак Лаффит: Фрэнка Монтаньи. Я часто беседую с ним, пробую помочь. Думаю, что он очень хорош, но он тоже должен это доказать. В его распоряжении хорошая машина и хорошая команда, однажды он должен выиграть гонку.
Вопрос: А Жан Алези?
Жак Лаффит: Думаю, что Жан действительно хорош и у него нет возможности реализовать себя. У Prost и Sauber не слишком хорошие машины, да и Ferrari, когда он там выступал, была не лучшим вариантом. Жан, как и Михаэль, постоянно прогрессирует.
Вопрос: Вы удивлены проблемами Алана Проста?
Жак Лаффит: Ему на самом деле трудно. Четырехкратный чемпион мира, выиграл 51 гонку. Все мечтают об этом, но в сложившейся ситуации это только осложняет положение. Есть Алан Дженкинс, есть Джон Барнард, есть хорошие механики. У них есть все, главная проблема – непрерывный поиск денег.
Вопрос: Лучшие воспоминания из вашей гоночной карьеры?
Жак Лаффит: Это не Формула 1, а Формула Renault и Формула 3. У меня была своя машина я пробовал быть лучшим, путешествуя вокруг Франции самостоятельно, с одним механиком. Это действительно были гонки. В Формуле 1 пилот не столь вовлечен в процесс.
Вопрос: А ваши победы в Формуле 1 с Ligier?
Жак Лаффит: Я уже говорил, что вы должны доказать свой потенциал в работе с командой. Я провел в Ligier долгое время, привык к ним и мог работать как хотел. Возможно мы иногда испытывали недостаток денег, но это не важно. Потом я уехал к Фрэнку Уильямсу в Англию, и команда остановилась, я вернулся, они начали работать снова.
Вопрос: У вас недавно родилась двойня. Каково снова почувствовать себя отцом?
Жак Лаффит: У меня пятеро детей - две девочки 22 и 20 лет, Пьер, который родился двумя годами позже, и в декабре у нас родились Паула и Жозефина. Это много новых обязанностей, не только для моей жены, но и для меня. Я должен думать о будущем и много работать! Но я счастлив, это делает меня молодым.