Хельмут Марко, автоспортивный консультант Red Bull, рассказал о том, почему австрийская компания не собирается заниматься разработкой собственных силовых установок, но дал понять, что без моторов команда не останется.
Вопрос: Сложно добиться, чтобы все ваши гонщики были довольны? Молодой Макс Ферстаппен прогрессирует, но вы не можете продвигать его, не расстроив кого-то из гонщиков Red Bull Racing, которые тоже неплохо выступают. Как вы планируете со всем этим разбираться?
Хельмут Марко: Я бы сказал, что разбираться с подобной проблемой – настоящая привилегия. В нашей молодёжной программе есть и другие талантливые гонщики, но о следующем годе мы пока даже не думаем. Сначала посмотрим на результаты, а решения будем принимать потом.
Вопрос: Не будет ли новый проект, который Red Bull начинает совместно с Aston Martin, отвлекать команду от выполнения основных задач?
Хельмут Марко: Нет, он лишь демонстрирует наш потенциал и расширяет возможности. И очень важный момент состоит в том, что Эдриан Ньюи вновь мотивирован. У него очень хороший настрой, он активно взялся за дело – по его словам, он с детства мечтал разработать суперкар. Но его мотивация распространяется и на работу с гоночной программой, хотя ещё недавно это его не так уж сильно вдохновляло, поскольку ему не нравится действующий регламент и не устраивает отставание, связанное с двигателем.
Вопрос: Интересно, что вы говорите о работе подразделения Red Bull Technology, но двигатель – это тоже технологии. Не пришло ли время задуматься о создании собственного мотора? Ведь тогда вы станете хозяевами собственной судьбы. У Red Bull своя телекомпания, свои издания, вы даже из космоса прыжок совершили, и только своего двигателя у вас нет...
Хельмут Марко: Речь идёт не о двигателе, а о силовой установке, а это гораздо более сложный проект, и мы считаем, что регламент на двигатели – неправильный, он предполагает слишком высокие затраты. Кроме того, акцент сделан на высокотехнологичные инженерные разработки, при этом двигатели не отличаются хорошим звуком, и гонщики в этой программе играют лишь второстепенную роль.
Стоимость подобных проектов просто невероятна: речь идёт об инвестициях порядка 250 – 300 млн. евро только на разработку такого двигателя. При этом мы не знаем, сколько времени продержится такой технический регламент, поэтому, изучив этот вопрос, мы очень быстро пришли к выводу, что Red Bull не стоит этим заниматься.
Вопрос: А когда вы изучали этот вопрос?
Хельмут Марко: Зимой 2014 года, когда шли первые тесты.
Вопрос: И тогда вы всерьёз думали заняться разработкой собственного двигателя?
Хельмут Марко: Да, мы изучали этот вопрос и всё проанализировали…
Вопрос: Совместно с австрийской компанией AVL? Или с каким-то другим партнёром?
Хельмут Марко: Знаете, господин Матешиц – из Штирии, AVL тоже там базируется, неподалёку располагаются и другие компании, которые производят турбины и прочие компоненты двигателей. Все они находятся буквально в часе езды, и у них достаточно опыта и знаний, но всё упирается в высокие затраты и технологическую сложность.
Вопрос: В тот период, который вы упомянули, у Toro Rosso были контакты с AVL – помните историю, когда все думали, что вы занимаетесь нелегальными тестами? Все это происходило одновременно?
Хельмут Марко: Нет, история с тестами была несколько позже, она просто стала нашей реакцией на проблемы, с которыми тогда столкнулись мотористы Renault, и мы искали возможные пути их решения.
Вопрос: Но сейчас проблема в том, что ваш контракт с Renault истекает в конце года…
Хельмут Марко: У нас есть несколько вариантов, так что в следующем году мы без двигателей не останемся.
Вопрос: Значит, не повторится прошлогодняя ситуация, когда начинаются разговоры, что компания Red Bull устала от Формулы 1 и может заняться чем-то другим?
Хельмут Марко: Технически ряд вариантов у нас есть, но мы хотим получить конкурентоспособный двигатель.
Вопрос: Что вы под этим подразумеваете?
Хельмут Марко: Двигатель, который позволит бороться за победы в гонках.
Вопрос: Но в настоящий момент в Формуле 1 только два таких двигателя…
Хельмут Марко: Я бы сказал, что один. А то, что Ferrari в прошлом году одержала три победы, это не за счёт двигателя.
Вопрос: Но суть в том, что двигатель Mercedes, наверное, вам получить в следующем году не удастся?
Хельмут Марко: Знаете, продолжаются дискуссии о том, что надо уравнять мощность силовых установок в пределах 2% или добиться прихода в Формулу 1 так называемого независимого поставщика. Посмотрим, как изменится технический регламент, и какие результаты даст доработка того двигателя, который мы используем в этом сезоне.