На июльских тестах в Хересе Оливье Панис впервые выпустила на трассу доработанную версию шасси Toyota TF105 с новым восьмицилиндровым мотором, использование которого предписывается регламентом на сезон 2006 года. Главный моторист Toyota остался доволен...
Вопрос: Как долго шла работа над новым мотором?
Лука Марморини: На изготовление опытного образца потребовалось около восьми месяцев, а первые стендовые испытания начались 21 марта. Обычно я не запоминаю такие даты, но в тот день действительно началась весна, надеюсь все и в дальнейшем будет складываться так же хорошо!
Вопрос: Трудно одновременно работать над доработкой действующего V10 и нового V8?
Лука Марморини: У нас не было выбора, по действующему регламенту мы используем десятицилиндровый мотор, а в марте следующего года должны выйти на старт чемпионата с 2.4-литровым V8. Зимой мы просто не успеем решить эту задачу, поэтому приходится работать с двумя проектами одновременно. К счастью ресурсы нашего отдела достаточно велики, да и с технической точки зрения это очень интересно.
Вопрос: Вы приступили к работе с V8, как только был утвержден регламент?
Лука Марморини: Да, но некоторые исследования были предприняты еще раньше, а потом мы просто изменили проект под окончательную версию регламента, когда были подтверждены некоторые моменты, вроде расстояния между цилиндрами в 96.5 мм и минимальный вес в 96 кг. Если посмотреть на вес типичного V10 и представить себе, что мы должны построить мотор на 20% легче, то он был бы меньше 85 кг.
Вопрос: Вы уже знаете, какой мощности и оборотов хотели бы добиться к началу следующего года?
Лука Марморини: Мы хотели бы добиться чуть больших оборотов на V8, чем на V10 в этом году. А мощность хотелось бы поднять до 730-760 сил в начале сезона - около 80% от мощности V10.
Вопрос: В чем сложности этого проекта?
Лука Марморини: Конструктивные элементы двух моторов очень похожи, но они будут работать при большей нагрузке и вибрации.
Вопрос: Почему V8 вибрирует больше, чем V10?
Лука Марморини: Двенадцатицилиндровый мотор идеально сбалансирован, бывают неплохо сбалансированные версии V10, к примеру Toyota V10 почти не вибрирует, но если вы используете 90-градусный блок цилиндров и строите мотор по схеме V8, то избежать влияния момента инерции второго порядка почти невозможно. Если речь идет о двигателе для дорожной машины, то можно использовать балансирный вал, но с гоночным мотором это неприменимо, поэтому мы так рано приступили к работе. Вибрация не так страшна для мотора, как неприятна для других узлов машины, размещенных около него. Ну и для гонщика она весьма чувствительна.
Вопрос: Как прошли тесты в Хересе?
Лука Марморини: Очень хорошо. Работать с новым мотором интересно, в заключительный день тестов Оливье проехал круг за 1:21.3, а машины с V10 проезжали его за 1:18 - для дебютных тестов мотора, которые мы проводили в щадящем режиме, очень неплохо. В первый день удалось решить несколько побочных проблем, во второй день мотор отказал, но это неотъемлемая часть любых тестов, а в третий удалось проехать более серьезную дистанцию. Первыми тестами мотора я доволен.
Вопрос: Для вас лично работа с восьмицилиндровыми моторами в новинку?
Лука Марморини: Я разрабатывал такие моторы и раньше, но не для гоночных машин, так что сейчас испытываю удовольствие от работы. Нам нужно решить массу интересных проблем, но участвовать в гонках с двигателем V8, который раскручивается до 19000 оборотов - это уникальная задача для мотористов. Это действительно открытая книга!