Фелипе Масса: С возрастом шире смотришь на вещи

В субботу вечером в Монреале в беседе с журналистами Фелипе Масса говорил об итогах квалификации, соперничестве с Force India и McLaren, безопасности гонок и уровне риска...

Вопрос: Фелипе, как прошла квалификация?
Фелипе Масса: Здесь весьма прохладно! Впрочем, мы показали неплохой результат и сработали уверенно.

Вопрос: Вы довольны попыткой?
Фелипе Масса: Да, круг получился неплохим. В пятницу моя машина получила повреждения, ей не хватает некоторых деталей и, как следствие, скорости, но сегодня мы выступили успешно.

Вопрос: Можно ли сказать, что в плане работы над машиной и шинами этот уик-энд складывается лучше предыдущего?
Фелипе Масса: Баланс машины устраивал меня с первого круга, я мог практически сразу начинать прогрев резины – никаких проблем.

Вопрос: Вы сказали, что машине не хватает некоторых деталей – насколько это сказывается на скорости?
Фелипе Масса: Вам лучше спросить об этом инженеров, но после аварии на ней нет некоторых важных элементов.

Вопрос: Будь вы всего на пару десятых быстрее, вы могли бы квалифицироваться намного выше…
Фелипе Масса: Вряд ли, вам лучше проверить ваши расчеты. В любом случае, попытка была неплохой, а в воскресенье обещают дождь – всякое может случиться. Мы рассчитываем заработать очки, сейчас это самое важное

Вопрос: Дождь осложнит задачу в гонке?
Фелипе Масса: В дождь в Канаде всегда сложнее. Частые выезды автомобиля безопасности, отсутствие сцепления с трассой, близость защитных барьеров – всё это чем-то напоминает Монако. Посмотрим, как всё сложится.

При сухой погоде предстоит выбирать между одним или двумя пит-стопами, кое-кто из соперников наверняка лучше справится с контролем состояния шин и ограничится единственным визитом в боксы, а мы должны подобрать оптимальную тактику.

Вопрос: Через неделю Формула 1 проведёт гонку в Баку. Местная трасса сочетает в себе как быстрые, так и медленные секции – насколько она подойдет вашей машине?
Фелипе Масса: Там есть прямые, одна из которых входит в число самых длинных в чемпионате. Некоторые повороты напоминают трассу в Сочи – их нужно проходить на первой-четвертой передачах, есть очень медленные секции. Я изучал конфигурацию на симуляторе, но он не позволяет составить то полноценное впечатление, что будет у нас через неделю. Надеюсь, трасса подойдет нашей машине, мы выступим конкурентоспособно и заработаем очки.

Вопрос: Williams пока удается сохранять отрыв от Force India в Кубке конструкторов, но в McLaren постепенно прибавляют. Можно ли сказать, что они уже представляют серьезную угрозу?
Фелипе Масса: Вряд ли. Сейчас нам хватает скорости, чтобы опережать и McLaren, и Force India. Гораздо сложнее бороться с теми, кто впереди.

Вопрос: Если гонка пройдет при сухой погоде, более мощный мотор позволит вам бороться с Red Bull Racing?
Фелипе Масса: Посмотрим, как всё сложится. Red Bull Racing, Ferrari, Mercedes – мы должны бороться со всеми. Первыми впереди нас стартуют Кими Райкконен и Макс Ферстаппен – нужно попытаться, а там видно будет.

Вопрос: И все-таки, вы предпочли бы дождевую гонку?
Фелипе Масса: Я отвечу на этот вопрос после финиша! В дождь все может закончиться либо очень хорошо, либо очень плохо – здесь, как в Монако, никогда не знаешь, к чему приведет непогода.

Вопрос: Но на мокрой трассе у Williams есть определенные сложности…
Фелипе Масса: Да, этот фактор тоже вызывает вопросы.

Вопрос: В следующем году в чемпионате будет использоваться система Halo. Что вы о ней думаете?
Фелипе Масса: Если она не мешает обзору – никаких проблем. Кажется, в Ferrari испытывали это решение, так что… В целом я поддерживаю всё, что направлено на повышение безопасности.

Вопрос: В 2009-м году в Венгрии наличие Halo спасло бы вас от травмы головы?
Фелипе Масса: Возможно. Если бы кусок пружины встретил на своем пути какое-то препятствие, удар был бы намного слабее.

Вопрос: В таком случае вариант с защитным экраном, наверное, был бы еще лучше…
Фелипе Масса: Да, но я не знаю, как экран повлиял бы на видимость. Я не тестировал ни одно из предложенных решений, мне сложно делать выводы. Специальная группа занимается этим вопросом уже несколько месяцев, я в целом выступаю за повышение безопасности, и если что-то может изменить ситуацию к лучшему – почему бы и нет…

Вопрос: Очевидно, решающее слово должно быть за гонщиками…
Фелипе Масса: Если вы спросите меня, я в целом выступаю за то, чтобы повысить безопасность в зоне головы гонщика, но мне трудно судить о том, какой вариант лучше – Halo или AeroScreen.

Вопрос: Сейчас на машинах используется немало изощренных систем вроде brake-by-wire, различных контроллеров. Насколько ситуация отличается от того, что было в 2011-2013 годах, и насколько вам пришлось менять свой стиль пилотирования?
Фелипе Масса: К новинкам постепенно привыкаешь – в частности, у меня никогда не было сложностей с brake-by-wire. Основное отличие в том, что в начале 2014 года у машин прижимная сила стала меньше, а крутящий момент – больше, из-за чего было проще допустить пробуксовку, приходилось предельно аккуратно обращаться с педалью газа. Постепенно прижимная сила возросла, мощность тоже увеличилась, но в целом сцепления с трассой стало больше, и сегодня мы можем атаковать намного агрессивнее – по крайней мере, в квалификации. В гонке ситуация не особенно изменилась: чем агрессивнее пилотируешь, тем быстрее изнашиваются шины.

Вопрос: Вам нравятся перемены в правилах в 2017-м?
Фелипе Масса: Было бы здорово иметь больше прижимной силы, мощности, механического сцепления с трассой, пусть это и предъявляет большие требования к физической подготовке. Главное – это должно пойти на пользу зрелищности.

Если вы что-то меняете в Формуле 1, нужно в первую очередь думать о зрителях, о шоу. Станут ли в 2017-м году гонки более захватывающими – сложно сказать. На моей памяти увеличение прижимной силы приводило к тому, что становилось труднее преследовать соперника – в общем, поживем – увидим.

Вопрос: Если сравнить нынешние машины с теми, что были в середине 2000-х, в чем основные отличия?
Фелипе Масса: Нынешние машины заметно тяжелее и не столь эффективны в медленных поворотах, но гораздо быстрее на прямых, плюс современные силовые установки намного совершеннее тогдашних восьмицилиндровых моторов.

Вопрос: Фелипе, после инцидента в Венгрии в 2009-м вы активно выступаете за повышение безопасности гонок. Пожалуй, нам следует обратить внимание на картинг и младшие гоночные серии…
Фелипе Масса: Когда я выступал там, мне они не казались опасными!

Вопрос: Видимо, с возрастом вы стали больше задумываться о безопасности. У вас семья, ребенок…
Фелипе Масса: Конечно, я думаю о семье, о сыне, но когда оказываюсь в кокпите, полностью концентрируюсь на работе. Разумеется, с возрастом шире смотришь на вещи и глубже во всё вникаешь – помнится, в свой первый год в Формуле 1 я каждый круг проезжал, как в квалификации, старался быть максимально быстрым, но допускал множество ошибок и не заботился о состоянии шин.

Вопрос: Вам это казалось опасным?
Фелипе Масса: Вовсе нет, и вряд ли машины, на которых мы выступаем, можно назвать опасными, но если есть возможность повысить уровень безопасности гонок, это нужно сделать.

Вопрос: Оглядываясь назад, не ловите ли вы себя на мысли, что порой подвергали себя серьезному риску, хотя в тот момент этого не осознавали?
Фелипе Масса: Возможно, но я и сейчас так поступаю. Когда атакуешь соперника или пытаешься максимально быстро проехать круг в квалификации, ты, определенно, рискуешь, но не думая о возможной аварии или опасности. Забота о повышении безопасности гонок никак не влияет на твой собственный пилотаж и то, насколько ты привык рисковать.

Текст: . Источник: собственный корреспондент
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.