В этом году Макс Ферстаппен стал лучшим из дебютантов и перед Гран При Бразилии занимает десятую строчку в личном зачете, на 29 очков опережая напарника. В интервью Crash.net он рассказал о том, как смог заставить скептиков замолчать...
Вопрос: Макс, оцените по десятибалльной шкале степень усталости от вопросов о вашем возрасте.
Макс Ферстаппен (смеётся): 10 баллов!
Вопрос: Сложно оценивать ваш сезон, абстрагировавшись от того, что дебют в Формуле 1 уже стал для вас большим шагом вперед. Каковы ваши впечатления от сезона за два Гран При до его окончания?
Макс Ферстаппен: Всё прошло успешно, я считаю, что отлично провёл сезон, особенно две гонки перед летним перерывом, а затем смог сохранить этот уровень выступлений. Этим я очень доволен. У меня было несколько успешных квалификаций и гонок, я совершил несколько отличных обгонов, заработал много очков и постоянно прогрессирую.
Вопрос: Что вы думаете о вашем развитии вне гонок?
Макс Ферстаппен: Я набираюсь опыта и лучше узнаю мир. Я лучше понимаю машину, регулярно её пилотирую – волнение уже прошло, я делаю то, что должен. Сначала Формула 1 была для меня совершенно другим миром, но теперь всё кажется обычным.
Вопрос: Вы сильно волновались перед первой гонкой?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я ожидал, что буду волноваться, но столько работал с переключателями, что забыл о волнении!
Вопрос: Вы по-прежнему волнуетесь?
Макс Ферстаппен: Нет, со временем это прошло.
Вопрос: Удалось ли вам в этом году добиться прогресса в пилотировании? Мог ли в этой ситуации помочь недостаток опыта, ведь вам не пришлось перестраиваться?
Макс Ферстаппен: Я провёл всего один сезон в Формуле 3 – это был отличный год, но мне всё равно не хватает опыта по сравнению с другими гонщиками в паддоке. Даже другие дебютанты провели по пять сезонов в младших сериях, а мне этого в начале года очень не хватало. Впрочем, постепенно я набираюсь опыта, каждый уик-энд узнаю что-то новое. Гонка в Остине получилась особенно успешной – в сложных условиях я не допускал ошибок – мне кажется, это доказывает, что в этом году я добился значительного прогресса.
Вопрос: Чего вы ждали от дебютного сезона до начала гонок?
Макс Ферстаппен: Тогда об этом было сложно судить, но я надеялся на 9 или 10 места в гонках – это бы меня вполне устроило, но сейчас результаты гораздо лучше. Я не ожидал, что заработаю 47 очков – это превзошло мои ожидания.
Вопрос: Какое достижение вы считаете главным в этом году?
Макс Ферстаппен: Свои результаты. Хочется оказаться успешнее напарника и быть впереди – в этом плане всё неплохо. Этим я очень доволен, но мне предстоит ещё многому научиться, ведь я гораздо моложе остальных гонщиков.
Вопрос: В каких областях вы хотите добиться прогресса?
Макс Ферстаппен: Во всех. В любой области можно прибавить – в квалификации, гоночном темпе, обгонах, стартах, настройках и так далее. Конечно, поиском настроек занимаются инженеры, но чувство машины и общее впечатление… Всегда есть к чему стремиться – идеал недостижим.
Иногда лучше, скажем, отыграть позиции и подняться с последнего места на восьмое, чем остаться восьмым, если такой была ваша позиция в квалификации. Впрочем, мне хотелось бы стартовать с восьмой позиции, но в квалификациях у нас часто бывают проблемы. Вы тренируете мастерство обгона, выбираете лучшую стратегию, набираетесь опыта работы с резиной – в этом есть свои плюсы.
Вопрос: В начале года некоторые гонщики критиковали вас из-за отсутствия опыта. Вы считаете, что доказали свой потенциал?
Макс Ферстаппен: Меня критиковали, а я должен был доказать, что они ошибаются. Пожалуй, мне это удалось. Всё получилось именно так, как я хотел. Я не люблю публично говорить, что хорошо, а что плохо, или утверждать, что критика несправедлива – я предпочитаю доказывать свою правоту на трассе.
Вопрос: Вы получали положительные отзывы от других гонщиков?
Макс Ферстаппен: Старшее поколение гонщиков, особенно чемпионы мира, возможно, меньше боятся это признать, им проще сказать, что при обгоне они слишком сурово обходились со мной, но, оказавшись в подобной ситуации, они действуют так же. Их машина позволяет бороться за титул, они сражаются за подиум, но в начале карьеры они были такие же, как и я. Я не вижу причин что-то менять. Опять же, я боец и не сдаюсь.
Вопрос: Вам приходится больше работать, чтобы добиться успеха?
Макс Ферстаппен: Я не могу позволить себе много ошибок в гонке. Нельзя заблокировать колеса, проехать широко и потерять секунду – надо быть постоянно начеку в отличие от остальных, у кого гораздо более конкурентоспособная машина, прощающая ошибки.
В Остине даже чемпион мира заблокировал колеса, несколько раз проехав слишком широко, но он мог себе такое позволить. Я должен идеально выполнять свою работу. Я не скажу, что им проще, ведь они борются за победы, но мне нужно сохранять концентрацию, особенно в дебютном сезоне. Это нелегко.
Вопрос: Учитывая ситуацию в Red Bull, вы уверены, что останетесь в Формуле 1 в следующем году?
Макс Ферстаппен: Судя по всему, с двигателями всё образуется. Я уверен в том, что Red Bull останется в чемпионате.
Вопрос: Если Toro Rosso будет использовать силовую установку Ferrari этого года, она всё равно окажется лучше нынешнего двигателя Renault?
Макс Ферстаппен: Думаю, мы добьемся заметного прогресса. Если вспомнить Остин, то на задней прямой нам было сложно оборонять позицию в борьбе с Ferrari. На первом круге позади меня ехал Дженсон, за ним Себастьян, и на прямой Феттель опередил нас обоих.
Переход на моторы Ferrari сыграет важную роль, но остальные тоже прибавят. Впрочем, я не думаю, что их прогресс окажется столь впечатляющим, как в 2015-м. Надеюсь, в следующем году мы прибавим.
Вопрос: В какой степени вы участвуете в развитии машины для следующего сезона?
Макс Ферстаппен: Инженеры уже начали работать с новым шасси. Они стараются всё оптимизировать, возможно, машина получится более комфортной и будет больше соответствовать моим предпочтениям.
Вопрос: Другие команды обращались к вам с предложениями, учитывая неопределенную ситуацию в Red Bull?
Макс Ферстаппен: В Формуле 1 все общаются друг с другом – в этом нет ничего плохого.
Вопрос: В 2017-м машины должны стать сложнее в управлении. Вас это беспокоит?
Макс Ферстаппен: Гонки сейчас очень интересные, посмотрим, как будет развиваться ситуация. Для болельщиков важен внешний вид машин, и в этом можно добиться большего.
Вопрос: Вы добились неплохих результатов в дебютном сезоне. Вы удивлены, что команды не стали рисковать и приглашать молодых гонщиков в 2016-м?
Макс Ферстаппен: Будет здорово, если придут ещё несколько молодых пилотов. С другой стороны, очень важны легендарные гонщики, чемпионы мира. Хорошо, когда в спорте появляется молодёжь – это доказывает, что подготовка стала гораздо более профессиональной, чем 15 лет назад. Многие говорят, что стало проще, но я так не думаю. Мне кажется, современная молодежь готова к Формуле 1 лучше, чем 15-20 лет назад. Появилось больше ресурсов, симулятор… Даже в младших сериях гонщики стали гораздо более профессиональными – всё это помогает.