В прошлом году было объявлено о подписании контракта между Sauber и Сергеем Сироткиным, который, помимо прочего, подразумевал и широкое технологическое сотрудничество команды Формулы 1 и Национального института авиационных технологий (НИАТ). Возглавляет этот институт отец Сергея, Олег Сироткин.
С тех пор не всё в реализации этого контракта шло гладко, стать основным пилотом команды Сергею пока не удалось. Тем не менее, в Сочи состоится его дебют в Гран При – россиянин будет участвовать в первой сессии свободных заездов. В эксклюзивном интервью F1News.Ru Олег Сироткин рассказал о развитии отношений с Sauber и ближайших перспективах Сергея.
Вопрос: Через пару недель Сергей впервые сядет за руль машины Формулы 1 в рамках Гран При. Значит ли это для вас что-нибудь?
Олег Сироткин: Безусловно, значит. Сейчас Сергей готовится к следующему этапу своей карьеры. Формула 1 – это вершина автоспорта, и каждый молодой пилот должен стремиться туда попасть – иначе нет мотивации для роста. Это нормальная мировая практика, и Сергей следует этой практике.
Вопрос: Каким вы видите следующий шаг?
Олег Сироткин: Сергей уже принял участие в нескольких тестах вместе с Sauber, заработав право получить суперлицензию, все документы для этого уже есть. Теперь надо постараться выступить на тестах в конце года. А затем – постараться в следующем сезоне попасть в одну из команд Формулы 1.
Вопрос: Насколько это, на ваш взгляд, реально?
Олег Сироткин: На мой взгляд – 50 на 50. Здесь пересекается много проблем, одна из которых – неустойчивое положение самих команд. Нет уверенности в том, что в следующем сезоне все они выйдут на старт. К примеру, мы плотно работаем с Sauber, но у них, похоже, есть проблемы. Второй вариант – российская команда, Marussia, и нам бы, конечно, хотелось попасть именно в российскую команду, чтобы её поддержать, попытаться помочь ей подняться на более высокие позиции. Есть предложения и от других команд, мы их сейчас изучаем. Окончательное решение постараемся принять ближе к концу года.
Вопрос: Многие удивляются – как же так, в прошлом году было громко объявлено о контракте, а сейчас об этом ничего не слышно. Почему так получилось?
Олег Сироткин: Ситуация, в общем-то, банальная. Наша программа была двухэтапной, и её первый этап в целом выполнен. В его рамках Сергей стал тест-пилотом, чтобы подготовиться к дебюту в Формуле 1, получить суперлицензию и плавно интегрироваться в команду. Но, к сожалению, мы не успели за время до начала сезона найти необходимое число спонсоров. На первую часть программы мы нашли финансирование, а на вторую – не успели, поэтому дебют пришлось отложить.
Вопрос: Вы не успели найти деньги к началу этого сезона, но к началу следующего с этим всё будет в порядке?
Олег Сироткин: В принципе, это вопрос решаемый, это не такие уж большие деньги. Страна потратила значительные средства на создание уникальной базы в Сочи, в том числе для Формулы 1, автодромы построены под Москвой, в Казани, в Смоленске. Автоспорт на подъёме, программа SMP Racing поддерживает почти 50 молодых гонщиков, что очень важно.
Вообще, мы всему миру уже доказали, что когда страна помогает, наши спортсмены способны зарабатывать хорошие очки и побеждать. Я могу привести в качестве примера авиационный спорт, где на настоящий момент около 40 мировых рекордов принадлежат российским спортсменам, и на соревнованиях мы, как правило, в числе призёров. Так же надо поддерживать и автоспорт – тогда появилась бы полная гарантия, что мы и тут оказались бы в числе лучших.
Вопрос: Видите ли вы какой-то прогресс в этом вопросе?
Олег Сироткин: Да, процесс идёт. У нас есть ряд предложений о поддержке Сергея, сейчас мы их рассматриваем. Плюс, в этом году мы сделали большой шаг вперёд в вопросах технической поддержки. Ведь в автоспорте соревнуются не только пилоты, но и технологические школы. И если Россия не участвует в этом соревновании, то о каком развитии автомобильной промышленности может идти речь? Так что, на мой взгляд, речь идёт не только о поддержке пилота, но и, в какой-то степени, поддержке страны.
Мы считаем, что в вопросе технологий у нас хороший базис, и что мы в течение года или двух сможем довести машину до конкурентоспособного уровня. Об этом мало кто знает, но мы уже начали реализацию этой программы, и через год все увидят, что очень многие вопросы мы решаем на высочайшем уровне. Потому что уровень фундаментальной науки в России – аэродинамики, прочности, механики, термодинамики – один из лучших в мире. Это доказывают наши авиация, наш космос. И чтобы всё это использовать, нужны только организационные усилия и финансовая помощь.
Вопрос: О какой машине идёт речь?
Олег Сироткин: Речь идёт о совершенствовании машины Формулы 1. Наш анализ показывает, что она вовсе не идеальна, там есть много областей, в которых можно прибавить. Мы это уже знаем, у нас уже есть расчётные модели, сделанные на суперкомпьютерах. Но чтобы всё это внедрить, нам нужна поддержка.
Вопрос: И в большой степени от этой поддержки зависит и будущее Сергея?
Олег Сироткин: Конечно. Здесь нужна, во-первых, спонсорская поддержка, а во-вторых – техническая. К примеру, Сергей – один из ведущих гонщиков Москвы. Москва – центр высоких технологий России. Почему бы Москве не помочь в решении этой проблемы? Он ведь не просто пилот, он студент МАДИ, у него есть возможность подключить к этому проекту массу научных коллективов. И таким образом мы могли бы доказать, что мы не просто гонщики, но и способны создавать современную технику, которая не уступает западной. А это потом отразится на уровне нашей автомобильной промышленности.
У нас есть предложения по созданию специальных центров автомобильной промышленности, чтобы перевести её на следующий уровень, так называемые автомобили пятого поколения. Мы пока застряли на третьем, при том, что в мире уже речь идёт о формировании облика автомобиля шестого поколения, построенного на совершенно других принципах. Многие решения, которые будут там применяться, сейчас можно увидеть в Формуле 1, и если мы в этом процессе не участвуем, то и в автомобилестроении не сможем добиться прогресса. Так что тут нужно политически правильное решение. Но страна сделала в этом направлении большой шаг, создав инфраструктуру, создав школу молодых пилотов. Теперь нужно сделать третий шаг – оказать техническую поддержку. И тогда Россия будет в числе лучших, я в этом уверен.