После завершения Гран При Индии российский пилот Lotus Renault GP Виталий Петров по традиции ответил на вопросы эксклюзивного интервью для читателей F1News.Ru, обстоятельно рассказав, что происходило по ходу минувшего уик-энда на автодроме близ Нью-Дели – и за его пределами...
Вопрос: Виталий, какое впечатление произвела на вас та Индия, которую не показывали в трансляции Гран При?
Виталий Петров: Люди там живут совсем не так, как мы: прямо по дорогам бегают дети – их очень много, и они не самые чистые. Люди живут не в домах, даже не в палатках – а просто под навесами. Моются в фонтанах, воду берут из ручьев. Видно, конечно, что страна не самая богатая. Побывав в Индии, я очень хорошо понял для себя, что мы должны ценить то, что имеем. Есть множество людей, для которых квартира и машина – неслыханная роскошь, не говоря уже о путешествиях по разным странам, как у нас.
Вопрос: Как вам индийское дорожное движение?
Виталий Петров: Из гостиницы на трассу и обратно нас с тренером по физподготовке возил водитель – но я уже сказал команде, что в следующий раз хотел бы ездить сам. Потому что в этот раз приходилось несколько раз буквально вырывать руль и отворачивать в сторону от летящего прямо на нас грузовика или автобуса. Невероятно – но даже на одностороннем скоростном шоссе вполне можно встретить фуру, которая едет навстречу! Я спросил водителя, как такое вообще возможно, а он спокойно ответил: «Это Индия».
Вопрос: Не было ли проблем с местной кухней?
Виталий Петров: Я питался исключительно в расположении команды или в отеле. Не хотелось рисковать. К тому же, уик-энд получился непростым, мы каждый день работали с утра до вечера, потому идти после этого куда-то еще сил уже не было. А наш повар готовил то же самое, что и всегда.
Вопрос: Вы готовились к этому этапу при помощи симулятора PlayStation – помогло?
Виталий Петров: Вообще, да. На приставке «картинка» очень красивая, а сама трасса похожа на оригинал. Самое главное – можно выучить, в какую сторону надо ехать, какой поворот ждет тебя впереди – левый или правый. Очень важно, приехав на новую трассу, уже знать ее конфигурацию. А вот смоделировать кочки или реальный уровень сцепления с асфальтом на симуляторе очень тяжело, это можно понять только в реальных тренировках, но занятия на PlayStation все же позволили мне получить определенное преимущество.
Вопрос: Легко получилось освоиться на новой трассе?
Виталий Петров: Германа Тильке на этот раз можно только похвалить за множество интересных поворотов. Скажем, секция из пятого, шестого и седьмого – два левых, а потом правый. Вход в эту связку – на четвертой или даже пятой передаче, но задняя часть машины постоянно хочет сорваться в занос. Чтобы пройти этот участок на высокой скорости, было очень важно доверять своей машине. Чтобы добиться этого и найти правильные настройки, нам потребовалось какое-то время.
Вопрос: Про индийский этап приходилось слышать разное. Каково ваше мнение – организаторы справились?
Виталий Петров: Могу сказать, что все прошло отлично – на высшем уровне. Трасса была на 100% готова к началу Гран При. Если уж совсем придираться к мелочам – когда начались тренировки, с поребриков начала слезать свежая краска. Но это такая мелочь, которая может случиться где угодно, ничего страшного. В паддоке тоже было заметно, что доделывали все в спешке – но никаких проблем из-за этого не было.
Другое дело, что вдоль шоссе, которое ведет к трассе, расположены сплошные стройки – из-за этого в воздухе постоянно висит пыль – когда она оседает, впечатление такое, что все вокруг грязное. Это минус – но едва ли не единственный.
Вопрос: А что вы скажете об индийских болельщиках?
Виталий Петров: Конечно, болельщики в Индии пока не такие, как в Европе – мало настоящих фанатов. Но трибуны были полные – народу куда больше, чем в Корее.
Вопрос: А как себя в этот раз показали шины?
Виталий Петров: Сразу было понятно, что в первых сессиях трасса будет очень-очень грязной. Из-за этого жесткая резина работала плохо – не прогревалась, не обеспечивала сцепления. Наверное, решение привезти её в Индию можно назвать ошибкой – лучше было бы привезти другую пару составов, может быть, даже Soft и SuperSoft. Тем более, что асфальт был почти такой же, как в Корее.
А так мы проезжали на жестких шинах по пять кругов в каждой тренировке – и убирали их в дальний угол боксов, потому что они не позволяли работать с настройками, получать новую информацию – можно было разве что учить трассу.
Вопрос: Почему не удалось во второй части квалификации проехать так же быстро, как и в первой?
Виталий Петров: В этом году наша машина реагирует на малейшие изменения настроек, состояния асфальта, погоды и многих других факторов. Поэтому в квалификации я старался не просто показать хорошее время, но и понять, как нужно скорректировать свою траекторию, поскольку состояние трассы постоянно менялось в лучшую сторону. Именно по этой причине я решил пройти два последних поворота немножко иначе – но это привело к потере трёх десятых.
Это, конечно, огорчило меня, потому что машина действительно ехала очень здорово. Если бы я в том же темпе закончил круг, то точно прошел бы в финал квалификации.
Но ведь по ходу сессии ты не видишь полной картины, не знаешь, что другие пилоты прервали свои попытки, а сам всегда стараешься добиться максимального результата. Иногда это приводит к ошибкам. Когда состояние трассы меняется, очень сложно нащупать в повороте ту грань, которую нельзя переходить.
На этой трассе очень часто приходится тормозить на входе в быстрые повороты, потому важно избавиться от избыточной поворачиваемости. Иначе сложно обрести уверенность, что машина сможет их преодолеть. В тренировках мой второй сектор был гораздо хуже, чем у Бруно, потому что я не чувствовал, что могу полностью доверять машине. Но в квалификации все изменилось – мы чуть скорректировали настройки, и это позволило мне обрести уверенность. Именно это позволило мне проехать быстрее напарника.
Вопрос: Вы стартовали с 16-й позиции и оказались в числе трех пилотов, решивших использовать в начале гонки шины Hard. Почему?
Виталий Петров: Так показали наши расчеты. Проанализировав все варианты, мы решили стартовать на жесткой резине и с первого по седьмой круг заехать в боксы. В теории идеальным вариантом был бы пит-стоп уже после первого круга, чтобы раз и навсегда избавиться от состава Hard. Но он таил в себе определенную опасность – всю остальную дистанцию предстояло проехать на двух комплектах Soft, и были определенные сомнения – а хватит ли их?
В Sauber рискнули поступить именно так – они в этом году вообще делают много рискованных тактических шагов, и почти всегда угадывают. Я поехал в боксы на третьем круге – это тоже был неплохой вариант.
Вопрос: Но сам пит-стоп прошел не лучшим образом…
Виталий Петров: Да, и это моя вина. Я нажал один из подрулевых «лепестков» сильнее, чем нужно – из-за чего мы потеряли 3-4 секунды. На самом деле, очень обидно, когда всего одна ошибка сказывается на ходе всей гонки. Машина в этот раз отработала хорошо, команда нашла верные настройки, разработала верную тактику. К сожалению, отыгрывать потерянные позиции по ходу дистанции всегда невероятно сложно.
Вопрос: По ходу гонки у вас был еще один неприятный эпизод, когда машину лишь с большим трудом удалось удержать под контролем. Что произошло?
Виталий Петров: Отрезок трассы с пятого по девятый поворот можно проехать быстро, только если ты доверяешь машине. Как только износ шин достигает определенного уровня, шансы поддерживать там прежнюю скорость резко уменьшаются. По ходу всей гонки я атаковал на 100%, пытаясь навязать борьбу впереди идущим пилотам – потому что очень хотел заработать очки.
Из-за этого в какой-то момент задние колеса не выдержали натиска и машину швырнуло влево, потом вправо. Я «поймал» её один раз, другой, третий. Успел даже подумать: «Ну все, вот и стена»… Хорошо, что мне все же удалось выровнять машину и продолжить гонку.
Вопрос: Накануне Гран При Индии команда объявила, что на двух финальных этапах на пятничных тренировках будет работать Роман Грожан. Что вы думаете об этом?
Виталий Петров: Считаю, что это правильное решение, ему дадут шанс вновь попробовать себя, потому что трассы в Абу-Даби и Бразилии наши инженеры хорошо знают, больших сложностей там у нас не будет.
Кроме того, команде надо определяться с составом на будущий сезон, а с этим уже почти всё ясно. Если бы мы боролись в Кубке конструкторов за позиции, то, наверное, не стоило бы так поступать. Но мы выигрываем у Force India 21 очко, так что едва ли они смогут нас догнать.
Наконец, хоть первая тренировка и длится полтора часа, но мы всегда выезжаем за 30-40 минут до конца сессии. Плюс к тому, использовать можно всего один комплект резины. Из-за этого в первой сессии можно получить не так много данных. Обычно основная работа идет во второй и третьей. Конечно, лучше не пропускать тренировки, но не думаю, что это так уж серьезно мне помешает.
Вопрос: Впереди Гран При Абу-Даби – вас наверняка будут спрашивать про прошлогодний поединок с Алонсо…
Виталий Петров: Честно говоря, я не очень хочу вспоминать об Алонсо и прошлогодней гонке. Это было – и это уже прошло. Я просто выполнял свою работу, и хотя оборонялся – но не грязно и не жестко. Просто вышло так, что на трассе мы в тот день оказались рядом – к сожалению для него.
Пока я не знаю, чего ждать от предстоящего Гран При. На этой трассе много медленных поворотов, и очень большую роль играет сцепление задних колес и стабильность на разгоне. В таких условиях мы выглядим не самым лучшим образом – возможно, у соперников будет небольшое преимущество. Впрочем, асфальт в Абу-Даби обеспечивает неплохое сцепление, что-то похожее было в Корее и Индии. Так что посмотрим.