В середине февраля F1News.Ru получил подтверждение от Formula One Management (FOM): в российском телеэфире произойдут изменения - Формула 1 возвращается на канал «Спорт».
Во-первых, это означает, что сбудется мечта многих болельщиков, и Гран При на территории всей страны будут транслироваться в прямом эфире. Во-вторых, в комментаторскую кабину возвращается Алексей Попов. По-своему символично, что наша встреча состоялась на картодроме, но к картингу мы еще вернемся…
Вопрос: Итак, три года назад телеканал «Спорт» отказался от Формулы 1, а теперь она возвращается…
Алексей Попов: Собственно, канал «Спорт» никогда не отказывался от Формулы 1, холдинг ВГТРК никогда не оставлял желания показывать Формулу 1 в России. Поэтому, даже после того, как FOM подписала контракт с другой телекомпанией, канал «Спорт» предпринимал попытки получить Формулу 1 обратно, и в итоге через три года они увенчались успехом...
Вопрос: Каким образом будут вестись трансляции гонок, в каком объеме, все ли будет показано в прямом эфире?
Алексей Попов: Сразу хочу предупредить: теоретически возможно, что, допустим, что-то наиважнейшее для российского спорта, например на Олимпиаде, произойдет в тот же момент, что и квалификация, и права на показ будут у нашего канала, то, может быть, в такой момент… Вы понимаете. При всей моей любви к Формуле 1, надо понимать реалии телевизионных рейтингов. Но это я специально подстраховываюсь, чтобы потом никто не смог нас упрекнуть. Это – чистая теория, а практика – это прямые эфиры. Мы будем показывать Формулу 1 целиком и в прямом эфире, как квалификации, так и гонки.
Вопрос: Это касается не только европейской части страны, но и регионов?
Алексей Попов: Регионы страны в любом случае увидят все в прямом эфире, потому что у канала «Спорт» нет дублей, в отличие даже от канала «Россия». Если вы обратите внимание на часы, которые появляются на экране перед выпусками программ «Вести спорта» или «Неделя спорта», то они показывают московское время, но внизу бегущей строкой идут названия городов других часовых поясов, с временем + 2, + 3, + 4 часа, – это не случайно. В этот момент ту же самую картинку видят, в том числе, и во Владивостоке.
Вопрос: За это вам российские болельщики скажут отдельное спасибо! Но, кроме главных событий гоночного уик-энда, насколько нам известно, предполагается и какая-то аналитика?
Алексей Попов: Пока трудно об этом говорить на все 100%, но у нас будет программа «Гран При», ориентировочно в среду вечером.
Она уже существовала в 2005-м: тогда мы хотели сделать интерактивную программу, и это стало новинкой. Сейчас накоплен большой опыт, в том числе со зрительским голосованием, и другими формами, но тогда первая интерактивная передача с участием телезрителей была именно об автоспорте… В 2009-м году каждая такая программа будет посвящена какой-то одной гонке.
Вопрос: За два прошедших года сменилось два чемпиона мира, машины Формулы 1 успели измениться внешне. Как вы оцениваете происходящие сейчас события?
Алексей Попов: Вы сказали: «за два прошедших года» – и мне бы хотелось заострить на этом внимание. Жизнь не остановилась, она продолжалась, в том числе и для меня. Я не считаю, что был вне Формулы 1 – человека невозможно взять и отстранить от дела его жизни, которым он занимался двадцать лет. Я продолжал смотреть гонки, продолжал писать о Формуле 1, причем, в новом для себя режиме Интернет-блога.
Это очень интересная вещь, которая позволяет реагировать на события быстрее, чем любая пресса, даже ежедневная, порой среди ночи, и из любой точки мира, где есть доступ в Интернет. Так что я свои мнения высказывал постоянно, и нельзя говорить, что сейчас для меня наступает какая-то новая точка отсчета.
Вопрос: И, тем не менее, что вы думаете о тех изменениях, которые сейчас происходят в Формуле 1? Например, звучат мнения, что мировой кризис даже пошел на пользу чемпионату…
Алексей Попов: Да, я всегда был последовательным противником тестов, причем, говорю это как человек, который в годы работы в SAMIPA (телекомпания, штаб-квартира которой находится в Монако, специализирующаяся на производстве спортивных программ, в том числе и посвященных Формуле 1) видел гигантское количество таких тестов.
Кстати, как журналисту мне на тестах было гораздо проще работать, – там все доступнее, ближе и спокойнее. Но, знаете, мне всегда было свойственно некоторое раздвоение сознания: с одной стороны, я работаю; с другой – я простой болельщик. И я всегда думал не о том, что мне будет проще взять интервью, а о том, чего бы я хотел, будучи болельщиком, т.е. чтобы было больше гонок и меньше тестов…
Так что полный запрет тестов – это здорово. Потому что команды и гонщики будут вынуждены работать по пятницам, причем, работать на перспективу, а не думать только о предстоящей гонке или просто проводить огромное количество времени в боксах; потому что непосредственная подготовка к Гран При, на мой взгляд, начнется только в субботу с утра… Час в субботу, и потом сразу квалификация – это обещает массу неожиданностей. Я люблю сюрпризы и всегда буду болеть за слабого против сильного – только чтобы он выиграл. И чем больше слабых выиграет – тем лучше.
Вопрос: Машины, которые мы сегодня видим на тестах, похоже, обещают немало сюрпризов – взять хотя бы переднее крыло, с которым трудно атаковать поребрики, не рискуя его сломать… Как вы относитесь к новому облику машин и к тем изменениям, которые принес нам технический регламент?
Алексей Попов: Конечно, я бы не сказал, что внешний облик машин пошел на пользу Формуле 1, но глаз привыкает ко всему. Простой пример – интересно, что комментируя биатлон, я однажды сослался на Формулу 1, а сейчас сошлюсь на биатлон. Зрители очень болезненно восприняли, когда в этом году была изменена привычная телевизионная графика во время трансляций соревнований по биатлону. Чтобы чуть-чуть успокоить болельщиков, я сказал, что только на моем веку в Формуле 1 четыре раза менялась графика, каждый раз все были недовольны, а потом привыкали. Возвращаюсь к биатлону: в начале сезона все были шокированы, а к последним гонкам накал спортивных страстей был столь велик, что никто уже не обращал внимания на то, как там выглядит графика.
Внешний вид машин, конечно, более важен, чем телевизионная графика, но то же самое будет и с Формулой 1: все привыкнут. Хотя в нашу эпоху многое зависит именно от качества показа и доступности информации. Например, я боюсь, что мы не увидим работу KERS, что это не будет отражено визуально.
Я не собираюсь критиковать работу официальных вещателей, но Формулу 1 можно было бы показывать лучше именно с точки зрения компьютерной графики. Но подождем, посмотрим гонки нового чемпионата. Когда сезон стартует, все уйдет на второй план: первична собственно борьба. Как выглядят машины – неважно, важно, что все равно это самые лучшие, самые быстрые машины и самые лучшие в мире пилоты.
Вопрос: Сохранились ли ваши тесные связи с миром автоспорта?
Алексей Попов: Во-первых, последние два года я комментировал гонки Мировой серии Renault, в том числе, бывая на трассах. Кстати, чемпионат достаточно интересный, боевитый, и там выступали два россиянина. Во-вторых, европейский гоночный мир не так велик, так что я не терял связи с этими людьми…
Вопрос: Предполагаются ли поездки на Гран При, как часто вы планируете бывать на трассах чемпионата мира по ходу сезона?
Алексей Попов: Естественно, предполагаются, но, к сожалению, не в том объеме, в каком это могло бы быть. Все мы стали жертвой кризиса, но примерно десять командировок будет.
Вопрос: Вернемся к тезису о том, что вы всегда болеете за слабые команды…
Алексей Попов: Думаю, не только я. Никогда не был болельщиком какой-то одной команды, тем более, большой. Такой человек, наверное, не смог бы искренне радоваться победе Toro Rosso и Себастьяна Феттеля в Монце. Но когда в прошлом году мы увидели большое количество подиумов разных команд – это было здорово!
Вопрос: Так вот, о слабых командах: кого сегодня накануне сезона мы можем причислить к этой категории?
Алексей Попов: (улыбаясь) Судя по первым двум дням тестов в Барселоне, мы будем радоваться победам McLaren.
Вопрос: Не исключено, что они пока маскируют свою истинную скорость. А, как вы полагаете, чего можно ждать от новой команды Brawn GP, бывшей Honda Racing? На тестах они довольно быстры…
Алексей Попов: Скажем так: у нас нет телеметрии каждого круга, и мы не можем точно сказать, в какой конфигурации была их машина в эти первые два дня тестов. Но радует сам факт, что они вообще поехали. Не надо забывать, что, несмотря на кризисную ситуацию, команда продолжала работать. Были какие-то трения, чуть ли не разговоры о забастовке, но люди всю зиму трудились, готовили машину, хотя она и не выходила на трассу: в наше время компьютерная симуляция вышла на очень высокий уровень. Более того, достаточно давно понятно, что они будут использовать моторы Mercedes, а не Honda – это уже не было сюрпризом.
Поэтому вполне можно предположить, что машина действительно поедет. С другой стороны, понятно, что спонсоров у команды не так много, и в каком именно качестве на самом деле Honda оставила Росса Брауна, мы не знаем. Может быть, узнаем позже. Если Браун сможет хорошо провести этот сезон, и все-таки привлечь потом, например, Ричарда Брэнсона и его Virgin Group, – это одно. Если нет, тогда перед концерном Honda будет стоять сложная задача. Абсолютно понятно, что у Росса нет таких средств, чтобы купить команду, и, по большому счету, это просто Honda. К счастью, на роль руководителя они выбрали правильного человека.
Вопрос: Вы уже упомянули наших соотечественников: два россиянина будут выступать в Европе и в этом году – Виталий Петров в GP2, а Михаил Алёшин – в новой серии Формула 2. Как вы относитесь к этим гонщикам: станут ли они тем локомотивом, который поможет нашему автоспорту выйти на новый уровень, стать более массовым явлением?
Алексей Попов: В силу своей природы автоспорт не может быть массовым, просто потому, что людей много, а денег мало. Даже картинг, даже прокатный картинг, – недешевое удовольствие. А Алёшин и Петров – молодцы! Стараются, бьются, вытягивают наш автоспорт – не столько внутри страны, сколько на международной арене. Российский флаг уже несколько лет присутствует в GP2, в Мировой серии Renault, есть подиумы, есть отдельные победы – пусть не очень частые, но тем не менее… Это очень приятно!
Вопрос: Очевидно, не случайно наша встреча проходит на картодроме. Т.е. Алексей Попов не только комментирует гонки, но и сам пробует силы в каких-то доступных ему гоночных категориях? Что для вас картинг?
Алексей Попов: Картинг для меня – это спорт. Но спорт именно в своем массовом проявлении. Я веду программу «Неделя спорта», где выступают известные чиновники от спорта, и раньше мне казалось не самым интересным, когда они начинали говорить о строительстве катков, спортивных площадок, и т.д.
Раньше я не мог этого понять: мне казалось, что спорт – это спорт высших достижений. Все мы следим за нашими биатлонистками, или за Петровым и Алёшиным, но чтобы самим встать на лыжи или сесть в карт? Мы этого не делаем. Но ведь государство абсолютно право: здоровье нации – это не только количество медалей, выигранных на Олимпиаде, или присутствие своего пилота в Формуле 1. Массовый спорт – гораздо важнее. Хотя, повторюсь, к тому же картингу это применимо в меньшей степени, потому что это довольно дорого. И все же я к нему отношусь именно так.
Я понимаю, что слишком поздно начал им заниматься, к тому же, пропасть между прокатным картом и спортивным – гигантская. Но и в прокатном картинге существует свой мир, проводятся свои чемпионаты, мы собираем свои команды. В моей команде всем за тридцать, но это не мешает нам заниматься спортом: это позволяет держать себя в нормальном физическом состоянии, плюс все-таки есть какой-то азарт! Идет борьба с самим собой, особенно на длинных дистанциях, борьба с секундомером – ты работаешь над скоростью, над стабильностью, борешься с соперниками, стараясь делать это честно. Словом, это свой мир, но не имеющий ничего общего со спортом высших достижений. Так что, повторюсь, массовый спорт – очень важен.
Кстати, хочу подчеркнуть, что 12 лет я вообще не пью спиртных напитков, год назад бросил курить и действительно искренне выступаю за здоровый образ жизни.
F1News.Ru благодарит картодром "10 дюймов" за содействие в подготовке этого материала.