Перед началом нового сезона четырехкратный чемпион мира, консультант Renault Ален Прост говорил о ситуации в команде и ожиданиях от выступлений гонщиков...
Вопрос: Как обстоят дела в Renault после трехлетнего периода реструктуризации?
Ален Прост: Всё происходит поэтапно. Как и в любой сфере, всегда есть то, что видишь, и то, как это воспринимаешь. В Энстоуне произошли удивительные перемены по сравнению с тем, что было два года назад. Я бываю на базе не каждый день, но относительно регулярно, и каждый раз вижу какие-нибудь изменения. В понедельник мы представили команде гонщиков, а во вторник прошла презентация нашей машины, и на оба события впервые собралась вся команда. Это впечатляет. Кроме того, у нас была видеосвязь с теми, кто работает в Вири. Когда видишь, всех этих людей – это не оставляет тебя равнодушным.
Тогда я сказал себе, что всё это не совсем так, как было в моей команде. В своё время мы увеличили штат Prost GP с 65 до 250 человек, но всё равно можно было с каждым поздороваться лично. У Renault большая команда, крупная организация и много ресурсов. Мы переходим на новый уровень, сохраняя свои особенности. Заводская команда Renault уходила и возвращалась в Формулу 1, у неё богатая история. Многие думают, что Renault не покидала чемпионат, что это та же команда на той же базе. Но всё не столь однозначно, за этим скрывается история.
По-моему, сейчас невозможно сделать больше, чем мы сделали. Мы пока не достигли состояния, когда всё начинает работать само по себе, но у нас не было и крупных разочарований после возвращения в Формулу 1. Мы сделали всё, о чем говорили, и надо сохранять этот настрой. Надо сохранять реалистичный взгляд на вещи, некоторое смирение по отношению к тому, что мы можем сделать.
Вопрос: О прогрессе Renault будут судить по результатам…
Ален Прост: Именно результаты придают команде уверенность и вызывают доверие у тех, кто наблюдает со стороны. Кроме того, это создает некую синергию, поэтому в некоторых сферах можно даже идти на риск, а достигнув определенного уровня, можно больше сосредоточиться на некоторых деталях. Тогда становится очень интересно. В гонках всегда так: всё развивается, но мы ещё не достигли желаемого.
Вопрос: Тормозит ли развитие Renault тот факт, что она изолирована и не ведет плотного технологического сотрудничества с другими командами?
Ален Прост: Не уверен, что это вызывает проблемы. Это больше касается гонщиков. На примере Toro Rosso и Red Bull Racing видно, насколько эффективна эта система. Им удалось воспитать таких гонщиков как Феттель, Риккардо, Ферстаппен. Возможно, в этом наша слабая сторона.
Я считаю, что это больше дает не столько заводским командам, сколько тем, кто этим пользуется. В случае с Ferrari это Haas F1 и Alfa Romeo. Такая манера работать может восприниматься неоднозначно. И можно задаться вопросом, кто на самом деле является конструктором. Конечно, благодаря этому отрывы между командами стали меньше, но это подразумевает разный подход к работе.
Мы в Renault не будем на этом концентрироваться. У нас есть идентичность, и мы ориентируемся на McLaren, которая использует наши двигатели. Надеемся, что они прибавят. До этого ориентиром для нас была Red Bull Racing. Благодаря им, мы знали, насколько отстаем от других команд.
Вопрос: Окончание сотрудничества с Red Bull Racing принесло облегчение?
Ален Прост: У меня всегда были хорошие отношения с Red Bull Racing, но я первым брал слово, когда они нас критиковали. В прошлом году каждая вторая проблема с надежностью, о которых они говорили, происходила не по нашей вине. В Renault всегда признавали, что двигатель уступает в надежности и скорости. Но нас критиковали постоянно. Это тяжело, ведь нам приходилось защищаться от крупной компании, которая так себя вела и из-за маркетинга. Когда-нибудь этому должен был наступить конец.
Отчасти хорошо, что они с нами больше не работают, ведь их критика могла только навредить нам. Всё же вместе мы завоевали четыре титула, и почти каждый год выигрывали гонки. Но в какой-то момент должны были действовать немного жестче.
Вопрос: В этом году Renault сможет занять место Red Bull Racing в расстановке сил?
Ален Прост: Это в равной степени зависит от нас обоих. Я сомневаюсь, что наше шасси столь же эффективно, как RB15. Если рассматривать мотор от шасси по отдельности, что само по себе очень сложно, то надо быть внимательным и не забывать о ситуации в McLaren: в прошлом году они перешли с моторов Honda на Renault, перед этим хвастаясь тем, что у них лучшее шасси… Теоретически мы пока не вышли на уровень Red Bull Racing – по крайней мере, я в этом сомневаюсь.
Мы не сомневаемся в их двигателе, но надежность – это совсем другое. Если они будут очень быстры, но не всегда надежны – посмотрим, что нам это даст. Наша цель – приблизиться к лучшим, а это невозможно сделать, если сосредоточиться только на них. Red Bull Racing – это только одна из трёх команд, которые мы должны догнать. Возможно, они будут наиболее близко к нам в плане эффективности двигателя. Но мы не стремимся опередить конкретно их.
Вопрос: Как складывается начало работы с Даниэлем Риккардо?
Ален Прост: Я отлично знаю Даниэля. Как вы видите, в команде он такой же, как на публике, у нас хорошие отношения. Он всегда такой, какой есть! Он – личность! Мы рады работать с ним. Посмотрим, как будут развиваться события, это будет видно по результатам на трассе. Надо реально оценивать ситуацию: Даниэль сделал шаг назад в карьере, и ему надо привыкнуть к этому. Он это делает.
Кроме того, у нас есть Нико, а это первоклассный гонщик. В нашей команде не будет лидера и «второго номера». Нам очень важно, чтобы гонщики сработались. Если они будут сражаться между собой на трассе и не переходить границы, это плюс для нас. Это важно для прогресса команды. У них совершенно разный характер. Надо следить за тем, чтобы никто из них не оказался в тени другого, и чтобы между ними не возникло никаких проблем.
Вопрос: Риккардо принёс в команду что-то новое? Есть ли у него этот характер победителя?
Ален Прост: Во времена моих выступлений я видел гонщиков и, возможно, сам относился к такому типу людей, которые оживляют команду, не прикладывая к этому особых усилий. Это должно происходить само собой и складываться из того, как вы ведете себя и как работаете. Так было раньше, сейчас, и так останется в будущем.
Делая что-либо естественно, вы накладываете на это свой отпечаток. Например, наши гонщики – совершенно разные люди, у них разный подход к работе. В своё время, у меня тоже был свой подход, непохожий на остальные. Нельзя забывать, что команда Формулы 1 – это люди и человеческие качества всегда проявляются в поведении и манере работать. Некоторые люди легко общаются, а у других возникают проблемы, они не всегда могут сказать, что думают – здесь то же самое.
Вопрос: Ваша роль в этом году – направлять гонщиков? Следить, чтобы между ними сохранялись хорошие отношения?
Ален Прост: Да. Мне это важно. За свою карьеру я оказывался в разных ситуациях с моими напарниками или гонщиками. Я знаю, насколько это важно, и с понедельника этим займусь.