Управляющий директор Mercedes-AMG High Performance Powertrains Энди Кауэлл, рассказал, над чем работали мотористы при подготовке к очередному сезону…
Вопрос: Энди, на машине 2019 года установлена новая силовая установка M10 EQ Power+. Какие самые важные шаги были предприняты в процессе ее разработки?
Энди Кауэлл: На ранней стадии разработки мы применили мозговой штурм, чтобы обрести свободу и изменить столько всего, сколько мы захотим. Все идеи открыто обсуждались, чтобы понять, не слишком ли мы оптимистичны в своих мыслях, не упускаем ли возможные последствия изменений, какие эксперименты необходимо провести для оценки выгоды и снижения риска. Сформированный список идей был утверждён специалистами в Бриксуорте и Брэкли, после чего началась детальная работа по воплощению задумок в конструкцию силовой установки.
Все эти идеи были объединены в силовой установке, которая впервые была запущена в конце лета – начале осени. Это особый момент, когда двигатель впервые оживает – когда топливо превращается в полезную работу, это становится наградой за бесчисленные часы работы. Да, это машина, но она является частью жизни многих людей. Это веха, которую мы всегда отмечаем в ресторане компании – мы собираемся вместе и поднимаем бокал шампанского за то, что силовая установка «ожила».
На наших лицах появляются счастливые улыбки от того, что новый мотор работает. Но затем часто мы нахмуриваем брови, когда начинаем понимать индивидуальные особенности новой силовой установки. Некоторые из них соответствуют ожиданиям, некоторые – нет. Речь идет о понимании реальности того, что находится перед тобой, о тонких настройках производительности и надежности, чтобы установка работала именно так, как вы хотите.
Затем начинается сложная работа по сбору информации о работе двигателя на длинной дистанции. Это необходимо для понимания того, в каком направлении необходимо развивать машину, как у нее работает аэродинамика, как она взаимодействует с шинами. Все это нужно для того, чтобы гарантировать, что силовая установка правильным образом отдает энергию и идеально работает на всех трассах.
Вопрос: Одна из сложностей, с которыми сталкивается команда, заключается в том, что необходимо параллельно разрабатывать новую машину и продолжать модернизировать нынешнюю. В какой момент времени специалисты переключились на создание новой силовой установки?
Энди Кауэлл: Группа, которая продумывает концепт, состоит из трех-четырех человек – они начинают работу с чистого листа, пересматривают всю концепцию. Затем, когда работа над силовой установкой текущего сезона «замораживается», люди переходят работать над проектом для следующего года – в течение лета все больше специалистов присоединяются к работе над новой силовой установкой. Во время финальных гонок сезона на базе всего несколько человек занимаются текущей силовой установкой, тогда как большая часть сотрудников сосредоточены на проекте следующего года.
Вопрос: Какие главные изменения произошли в новой силовой установке по сравнению с прошлогодней?
Энди Кауэлл: В регламенте не произошло существенных изменений, повлиявших на силовую установку, поэтому речь идет об эволюции всех систем. Мы изменили архитектуру охлаждения силовой установки, которая, как мы надеемся, обеспечит аэродинамическое преимущество машины, а также повысит эффективность двигателя. Таким образом, мы рассчитываем получить выгоду и с точки зрения шасси, и силовой установки.
В недрах силовой установки в камере сгорания происходит преобразование топлива в тепловую энергию, которая приводит в работу коленчатый вал. Мы добились повышения эффективности сгорания топлива и системы ERS. Важно добиться оптимальной интеграции турбонагнетателя и MGU-H, батареи и MGU-K: теперь вся система может более эффективно работать, позволяя правильно расходовать энергию во время гонки.
Вопрос: В 2019-м за дистанцию гонки можно израсходовать 110 кг топлива, на 5 кг больше, чем в прошлом году. Как это отразилось на развитии силовой установки? Значит ли это, что её эффективность стала менее важным фактором?
Энди Кауэлл: Выходная мощность является следствием расхода топлива, который остался неизменным и составляет 100 кг/ч. В квалификации, когда вы используете 100 кг/ч и расходуете заряд батареи на протяжении круга, ничего не изменится. Что касается лимита в 110 кг топлива на гонку, то если у вас эффективный двигатель и эффективная аэродинамика, можно залить в машину перед стартом меньше 110 кг.
Каждые сэкономленные 5 кг веса делают машину примерно на две десятых секунды быстрее на круге, поэтому начав гонку с меньшим количеством топлива, вы получаете естественное вознаграждение. Эффективная машина благодаря аэродинамике и силовой установке дает конкурентное преимущество – в гонках нужно применять умный подход, чтобы обладать высоким темпом не только на старте, но и на всей дистанции.
Вопрос: Какую роль играют смазочные материалы в эффективности и надежности?
Энди Кауэлл: Топливо находится в эпицентре процесса сгорания и обеспечивает, чтобы химический состав и термодинамическая архитектура силовой установки взаимодействовали исключительно хорошо, ведь это является ключом к тепловой эффективности.
Компания Petronas поставляет нам смазочные материалы, которые решают две задачи: гарантируют, что компоненты не соприкасаются, а масляная пленка между высоконагруженными компонентами обеспечивает надежность и уменьшает трение. Смазочные материалы также обеспечивают охлаждение двигателя. Масло – критический элемент всего мотора, жизненная основа для его работы.
Вопрос: Зимний период – самый напряженный на базах команд. Как вы можете описать атмосферу в Бриксуорте?
Энди Кауэлл: Количество изменений, которые внедряются в силовой установке, наибольшие при создании новой машины. Если мы говорим о периоде с февраля по март, то мы проводим много тестов, проезжаем большую дистанцию, и для всего этого необходимо много компонентов. На восемь дней тестов для трех машин необходимо много деталей. В начале марта, после завершения тестов в Барселоне, нужно отправить основные и запасные части в Австралию. Всего речь идет о шести основных комплектах для всех машин с моторами Mercedes и шести запасных комплектах.
Тесты на базе, затем тесты на трассе и окончательная сборка силовой установки для отправки на другую сторону планеты – серьезная производственная задача, которая усугубляется хмурыми взглядами, когда мы начинаем понимать её особенности.
Все хорошо подготовлены и натренированы и, полагаю, странным образом получают удовольствие от этой задачи. Почему альпинисты взбираются на Эверест, а затем возвращаются на него снова и снова? Это дух соревнования, дух новаторства, трепет от решения сложной задачи. Людям это нравится, и они получают удовольствие от преодоления проблемы. Вот поэтому многие встают с постели по утрам и любят работу в Формуле 1.
Вопрос: Какие знания, собранные при работе с силовой установкой в Формуле 1, применяются в других областях?
Энди Кауэлл: Текущий регламент Формулы 1 вознаграждает вас за разработку эффективной силовой установки, которая включает двигатель внутреннего сгорания и гибридную систему – электрический мотор, инвертор, батареи – все должно быть максимально эффективным.
Мы применяем полученные знания в Формуле Е, где регламент даёт большую свободу в разработке инвертора, мотора, редуктора. Мы используем полученные знания для разработки силовой установки, которая будет использоваться в шестом сезоне Формулы Е.
Наши технологии также внедряются и в серийные машины. Технология сжигания топлива, легкие материалы и знания, как интегрировать много электрических компонентов в одну маленькую коробочку – все это применяется при создании серийных автомобилей.