Технический директор Mercedes Джеймс Эллисон рассказал о том, как шла работа над шасси 2019 года, подчеркнув, что новая машина должна быть эффективнее предшественницы.
Вопрос: Когда команда приступила к работе над W10?
Джеймс Эллисон: Работа над проектом началась в конце 2017 года. Тогда прошли первые совещания, посвящённые тому, каким должно быть новое шасси, как изменится силовая установка по сравнению с предыдущим сезоном, и примерно какие цели мы перед собой ставим.
Тогда же мы начали составлять планы, связанные с распределением ресурсов, поскольку мы также занимались машиной 2018 года и участвовали в гонках, но при этом необходимое число специалистов приступили к разработке концепции, конструированию, а затем и созданию новой машины для сезона 2019.
Вопрос: Технический регламент довольно существенно изменился – что это означает для команды?
Джеймс Эллисон: Перемены в регламенте – это одновременно и новые возможности, и риски. Возможности связаны с тем, что становятся неактуальными ваши представления о том, что нужно делать, чтобы добиться высоких скоростей. И если вы умеете быстро перестраиваться, а у вас грамотный подход к работе, то вы можете справиться с задачей лучше, чем другие команды.
Риск же объясняется тем, что если вы будете действовать недостаточно умно и не разберётесь, как использовать новый регламент с максимальной эффективностью, тогда у вас неизбежно будут проблемы по ходу сезона. Но всё это лишь делает задачу более интересной…
Вопрос: На какие аспекты команда обращала основное внимание, разрабатывая W10?
Джеймс Эллисон: По управляемости прошлогодняя W09 оказалась заметно лучше, чем W08, которая была своеобразной машиной. Нам удалось конкурентоспособно выступать на тех трассах, где в предыдущих сезонах мы сталкивались со сложностями. Однако, несмотря на улучшения, мы всё-таки уступали некоторым соперникам в работе с шинами.
Сейчас мы много занимались подвеской и аэродинамическими параметрами шасси, и новая машина уже должна более экономно расходовать резину – надеемся, это позволит нам быть быстрыми на всех стадиях гонки и на всех трассах календаря. Хотя минимальный вес машины в 2019 году увеличен на 10 кг, проблема снижения веса остаётся весьма серьёзной для текущего поколения машин.
Один за другим мы изучали компоненты прошлогоднего шасси, подвергали их детальному анализу, чтобы понять, можно ли сделать их более лёгкими. В итоге какие-то части стали легче на полкилограмма, что мы считаем огромной разницей, остальные – лишь на несколько граммов, но в целом нам удалось многого добиться, и всё, что было сэкономлено, пригодилось при разработке элементов аэродинамики, подвески и силовой установки и позволит добиться более высоких скоростей.
Вопрос: В чём сходство между прошлогодней чемпионской машиной и W10?
Джеймс Эллисон: У W10 та же колесная база и общая архитектура, но если присмотреться повнимательней, то можно увидеть, что прежняя концепция была доработана, всё стало более компактным и подтянутым. Все эти перемены позволили повысить эффективность аэродинамики и выйти за пределы физических ограничений, связанных с особенностями прошлогодней конструкции.
Вопрос: Изменения в регламенте были утверждены прошлой весной, когда все команды уже приступили к разработке новых машин. В какой степени это повлияло на концепцию W10?
Джеймс Эллисон: Это не повлияло на решения, принятые ранее, если говорить о расположении силовой установки и о большинстве других основных особенностях компоновки. Но аэродинамическая концепция потребовала существенного пересмотра.
Правила были приняты довольно поздно, когда борьба на трассах чемпионата была в самом разгаре. Прежде всего мы поручили опытным специалистам по аэродинамике разобраться с тем, что при новых правилах будет происходить с потоком, обтекающим машину, а также понять, в какой мере мы сможем компенсировать потери эффективности, связанные с переменами в регламенте.
После этого наш отдел аэродинамики все более интенсивно занимался новым проектом, многие моменты уточнялись, чтобы найти своё воплощение в конкретных компонентах аэродинамического обвеса. Как всегда, эта работа в какой-то мере продолжается и сейчас, мы будем заниматься ею вплоть до Мельбурна, но процесс доводки машины будет идти весь сезон.
Вопрос: В какой мере гонщики принимали участие в процессе создания новой машины?
Джеймс Эллисон: Одновременно и очень заметное, и никакое, ведь обычно в это время года они отдыхают и набираются сил, которые потребуются им для борьбы в новом сезоне. Т.е. физически они не присутствовали на базе команды и не следили за ходом создания машины.
Но при этом прошлый сезон состоял из 21 этапа, и каждый раз, в каждой сессии, когда машины выезжали на трассу, гонщики предоставляли нам обширную информацию о работе техники, о том, как она реагирует на их действия, о её сильных и слабых сторонах. Хотя машина буквально нашпигована сотнями датчиков, ничто не сравнится с впечатлениями человека, сидящего за рулём. Обратная связь, которую обеспечивают гонщики, может повлиять на ход конкретного уик-энда, но также она активно используется в работе по созданию новой машины.
Вопрос: Сегодня W10 пройдёт первичную обкатку – насколько это важно для команды?
Джеймс Эллисон: Такая обкатка – лишь одно из примерно 90 дел, связанных с испытаниями всех технических систем, начиная с того момента, когда мы впервые получаем в наше распоряжение собранную машину – и всё это предстоит сделать до первой гонки сезона.
Но это особый момент, ведь во время обкатки новая машина впервые выезжает на трассу. Мы надеемся без проблем преодолеть эти первые километры, разрешённые регламентом. Хочется, чтобы все системы работали нормально, это придаст всем уверенности в том, что мы можем отправляться на тесты в Барселону.
Лично я сначала испытываю волнение, а затем – хочется надеяться – его сменит облегчение. Верю, что это чувство будет доминировать, ведь наша прекрасная машина – плод долгих усилий сотен и сотен людей. По ходу зимних тестов воодушевление обычно растёт, но настоящую радость все почувствуют только тогда, когда машина покажет себя так, как надо, в гонках.