В паддоке Монако четырёхкратный чемпион мира Ален Прост на встрече с журналистами высказал своё мнение о ситуации в чемпионате мира в целом и о соперничестве, которое развернулось между гонщиками Mercedes.
Вопрос: Можно ли назвать успешной новую Формулу 1, которую мы увидели в 2014 году?
Ален Прост: Я бы не сказал, что это полный успех, ведь мы слышим много критики, особенно в адрес звука моторов, и по многим другим вопросам. Тем не менее, я считаю, что звук – это лишь повод, потому что есть множество других моментов, которые не назовёшь удачными. Я объясню, почему не могу назвать новую Формулу 1 успешной: ещё зимой, когда кто-то волновался, сколько кругов смогут без поломок преодолеть новые машины, пять или десять, я ответил, что главная сложность связана не с этим.
Да, понятно, что с новой техникой будут сложности, но труднее всего будет объяснить публике, болельщикам, для чего были нужны все эти перемены? Люди должны это понимать, и если они понимают – значит, новшества были успешными. Но пока не всё идёт гладко. Публика плохо разбирается в сути перемен, ей непонятно, почему мы всё это сделали, и звук, разумеется, лишь один из поводов для критики.
Вопрос: Кто этим должен заниматься? Чья вина в том, что болельщики плохо понимают суть происходящего?
Ален Прост: Мне кажется, все должны этим заниматься, в том числе и журналисты, но всё это не так просто. Посмотрите, в последние два года аудитория Формулы 1 уже начала сокращаться. Но ведь болельщики остаются болельщиками, однако, может быть, им просто не нравится, какой стала современная Формула 1 по сравнению с прежними временами? И при этом нам не удалось привлечь внимание новой, более молодой аудитории. Возможно, сейчас объяснять всё этим людям будет сложнее, чем во времена турбоэры 80-х. Тогда каждый год появлялись какие-то новые технологии, и болельщикам было интересно.
А сейчас мы не знаем, как взяться за эту задачу. Можно сказать, что в этом никто не виноват, но при этом виноваты все.
Вопрос: Но идёт ли на пользу общему делу, когда столь важные персоны, как Берни Экклстоун, критикуют свой собственный продукт?
Ален Прост: Это ещё одна проблема. Критики действительно много, и я не думаю, что это хорошо. Не хочу обвинять кого-то персонально, но когда мы слышим высказывания гонщиков или чьи-то ещё, это не идёт на пользу спорту. Мне кажется, эти люди не должны критиковать Формулу 1. Они находятся в общей лодке, и надо добиться, чтобы всё нормально работало.
Тем не менее, я считаю, что происшедшие перемены важны для Формулы 1. Однако пока я не могу считать реализацию реформ полностью успешной.
Вопрос: Вам не кажется, что правил стало слишком много, и они слишком сложные?
Ален Прост: Да, по-моему, мы зашли слишком далеко. Ограничений слишком много. Возьмём, к примеру, шины. Начнём с того, что было бы лучше, если бы с Формулой 1 работали два или три производителя резины. Пусть будет конкуренция, хотя понятно, что встаёт вопрос затрат. Но почему гонщики должны обязательно использовать шины обоих составов? Пусть будет три состава: Soft, Medium и Hard. Вы начинаете гонку на тех шинах, на каких проводили квалификацию, но пусть потом у вас будет свобода действий. И тогда всё будет происходить более интересно!
Сейчас в Формуле 1 нет того риска, что был в прошлом. Раньше публика смотрела гонку, испытывая сильнейшие эмоции, потому что знала: что-то может случиться. Болельщики должны понимать, что происходит на трассе, но при этом не должно быть ощущения, что гонка проходит по заранее написанному сценарию.
Вопрос: В 1988-м вы вели острую борьбу за титул с Айртоном Сенной. Сейчас за лидерство в чемпионате борются гонщики Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг: вы видите какие-то общие черты с тем знаменитым сезоном, когда McLaren выиграла почти все гонки?
Ален Прост: Похожие ситуации всегда могут возникать, когда в чемпионате выступает команда, значительно превосходящая всех остальных, в которой выступают два хороших гонщика. Мне кажется, что это позитивный момент, хотя не уверен, можно ли проводить прямые сравнения, ведь я сам участвовал в тех событиях. Но, похоже, что доминирование гонщиков Mercedes продлится ещё долго.
Вопрос: Когда соперничество становится столь острым, как было в случае вашего с Сенной спора за титул, в состоянии ли команда контролировать ситуацию?
Ален Прост: Думаю, всё-таки это возможно. В 1988-м у нас с Айртоном были ещё вполне неплохие отношения. Проблем не было. Всё зависит от того, как развивается ситуация. Иногда достаточно какой-нибудь мелочи, небольшой неприятности, особенно внутри команды, а иногда извне, чтобы начались настоящие проблемы. Всё это может произойти очень быстро. Настоящая дружба между гонщиками – редкое явление.
И всё-таки, несмотря на острое соперничество, это возможно, если команда умеет найти подход к своим гонщикам. Всё зависит от их характеров. А в нашем с Сенной случае всё началось в Имоле, где перед стартом были достигнуты определённые договорённости, которые затем были нарушены…
Но сейчас ситуация другая, потому что это команда Mercedes, и всё происходит спустя четверть века.
Вопрос: И всё-таки, как вы считаете, кому в итоге достанется титул?
Ален Прост: Не хочу гадать, но борьба идёт очень острая, а впереди ещё много гонок.
Вопрос: Учитывая подавляющее преимущество Mercedes, может быть, Renault было бы разумнее отказаться от борьбы в этом сезоне, сосредоточившись на подготовке к следующему году?
Ален Прост: Нет, ведь Renault – это поставщик двигателей, а Mercedes – и заводская команда Формулы 1, и производитель силовых установок. В Renault Sport не могут полностью контролировать все направления работы, но их цель остаётся прежней: надо продолжать работать, постепенно сокращая отставание. Посмотрим, как будут развиваться события, ведь уже в Барселоне было очень интересно: мы все ожидали, что там ситуация будет несколько иной. И преимущество Mercedes уже было не таким большим, хотя они заметно модернизировали машину, а не только двигатель.
Mercedes – достойный соперник, и задача Renault – его превзойти, но ни в коем случае нельзя останавливать процесс модернизации. И сейчас в Renault уже настроены более оптимистично...