Педро де ла Роса, посол команды Aston Martin F1, рассказал об особенностях предстоящего уик-энда в Монако с точки зрения гонщика. В своё время испанец выступал там шесть раз за такие команды, как Arrows, Jaguar, Sauber и HRT – правда, не слишком удачно.
Вопрос: Что гонщик чувствует в дни Гран При Монако?
Педро де ла Роса: С самого первого круга на тренировках ты чувствуешь и воодушевление, и прессинг. С того момента, как вы приезжаете на трассу, и до самого конца уик-энда вообще нет времени расслабиться. Приходится постоянно себя подгонять и стараться входить в нужный ритм постепенно, чтобы уже потом начинать искать предел возможного.
В Монако необходимо быть предельно собранным. Когда инженер говорит вам по радио поменять настройки двигателя или скорректировать баланс тормозов переключателями на руле, выбрать момент для таких действий очень трудно. Этот Гран При – настоящее испытание для гонщика Формулы 1.
Вопрос: Гран При Монако входит в календарь Формулы 1 с 1950 года, с которого ведёт отсчёт история чемпионата мира. Что изменилось с тех пор, а что остаётся в прежнем виде?
Педро де ла Роса: Асфальтовое покрытие стало намного более ровным. Некоторые участки трассы раньше были довольно кочковатыми, и в начале гоночного уик-энда, когда трасса ещё оставалось пыльной, трудно было давать полный газ, потому что машины подпрыгивали на неровностях и теряли стабильность.
Уровень безопасности на трассе также стал намного выше. Организаторы очень эффективно работают, окружая трассу барьерами Armco, отбойниками и защитными сетками, чтобы предотвратить повторение полёта Альберто Аскари в воды гавани, ведь в 1955 году произошёл как раз такой случай.
В остальном трасса изменилась не слишком сильно со времени самой первой гонки в Монако, и это её отличительная особенность. Здорово, что у этой трассы есть свой неповторимый характер – её конфигурация очень похожа на ту, какой она была с самого начала. Если бы Аскари или Хуан-Мануэль Фанхио увидели бы трассу сегодня, они бы сразу её узнали. Её ни с чем не перепутаешь.
Вопрос: Как машина AMR24 покажет себя на этой узкой и извилистой трассе?
Педро де ла Роса: Средняя скорость в Монако на очень невысоком уровне, и это требует уникальных настроек шасси, которые больше нигде не используются. Лэнс Стролл и Фернандо Алонсо – очень опытные гонщики, и уже после нескольких первых кругов на тренировке команда будет знать, на что можно рассчитывать, потому что гонщикам требуется не так уж много времени, чтобы выйти на нужный уровень скоростей.
Также на трассе в Монако будет ещё одна возможность собрать информацию о работе недавно внедрённых технических новинок. А ключ к успеху в гонке – хорошие результаты в квалификации.
Вопрос: Квалификация в Монако – одно из самых ярких автоспортивных шоу. Расскажите о трудностях, которые придётся преодолевать гонщикам в субботу?
Педро де ла Роса: Квалификация в Монако очень важна, и там нужно уделить максимум внимания настройкам, которые позволят показать хорошую скорость на одном быстром круге.
Перед началом квалификации у вас такой же боевой настрой, как и перед стартом Гран При, и волнуетесь вы не меньше. Таким ваше состояние остаётся в течение всей сессии, после чего вы чувствуете себе предельно измотанным, потому что дело по сути уже сделано на 90%. Самая трудная часть уик-энда позади, и в ночь с субботы на воскресенье очень трудно заснуть, ведь вы полностью выложились, а уровень адреналина по-прежнему очень высокий. В общем, квалификация в Монако – самое главное и самое захватывающее испытание.
Вопрос: В какой мере успех в Монако зависит от мастерства гонщика?
Педро де ла Роса: От гонщика в Монако зависит, пожалуй, больше, чем на любой другой трассе. Состояние асфальтового покрытия быстро меняется, и если вам удаётся этим воспользоваться и получить преимущество, то в квалификации это может принести весьма ощутимые дивиденды. Если вам удастся правильно выбрать момент и начать решающую попытку в последние секунды квалификации у вас появляется шанс проехать отличный круг.
Это одна из тех трасс, где в квалификации надо выехать как можно позже и полностью выложиться. Атаковать надо на пределе. Это требует максимальной концентрации и сопряжено с сильными стрессами, но если по ходу быстрого круга вам удаётся оптимизировать настройки машины под каждый поворот трассы, это приносит свои плоды. Хотя добиться этого крайне трудно.
Такое под силу только тем, кто в состоянии концентрироваться на решении этих задач и одновременно пилотировать на пределе, проносясь в считаных миллиметрах от барьеров. Поэтому лучшие гонщики всегда добиваются успеха в Монако.