В предстоящий уик-энд Сергей Сироткин, пилот российской программы SMP Racing, примет участие в гоночном уик-энде в Арагоне, который считается официальным стартом сезона Мировой серии Renault, хотя первый этап Формулы Renault 3.5 уже прошёл полторы недели назад в Монце. Пока Сергей занимает 4-ю строчку в личном зачёте этой престижной молодёжной серии, но ставит перед собой весьма серьёзные задачи – он намерен бороться за чемпионский титул. Но начался наш разговор с недавних тестов в Бахрейне, где молодой российский гонщик впервые познакомился с машиной Формулы 1 нового поколения.
Вопрос: Судя по релизу пресс-службы Sauber, команда в целом осталась довольна вашей работой. А как вы сами оцениваете итоги тестов?
Сергей Сироткин: Судить по результатам прохождения кругов было бы не совсем правильно, поскольку не вполне ясно, кто по каким программам работал. Когда команда оценивала мой вклад, она исходила немного из других соображений. Могу сказать, что в основном по ходу заездов шла работа с машиной, чтобы команда могла что-то понять, получить какую-то информацию, мы опробовали какие-то аэродинамические элементы, провели что-то вроде симуляции квалификации, хотя точно не могу сказать, с каким количеством топлива. Также была проведена симуляция гонки, после чего команда смогла сделать для себя какие-то выводы.
Лично для меня важно было «вкатиться», почувствовать машину, ведь на Sauber C33 я до этого не ездил, а она кардинально отличается от того, что было в прошлом году. Во-первых, машина очень сильно потеряла в прижимной силе: если исходить только из прижимной силы и скорости в поворотах, то она чуть ли не уступает технике Мировой серии Renault или как минимум находится примерно на том же уровне.
Что касается мотора, опять же, если смотреть только на скорость, то в мощности он не потерял, но только из-за его звука и из-за того, как он набирает обороты, субъективно ощущения другие. Не могу сказать, что машина стала медленнее, но даже не знаю, как это объяснить: такое впечатление, что мотор стал менее злой.
Если вспоминать, как прошёл день, то всё началось с нескольких установочных заездов, и одновременно мы опробовали некоторые аэродинамические новинки, которые, возможно, использовались уже в Шанхае. Потом мы уже начали работать над временем на круге, проводили полноценные заезды по 5-6 кругов, и уже постепенно начала появляться скорость. После этого приступили к работе с настройками и так далее. После обеда, когда было ещё достаточно жарко, провели что-то вроде двух квалификационных симуляций, хотя, может быть, в тот момент ещё было рановато работать над временем круга. С другой стороны, задача была не показать лучшее время, а прийти к каким-то выводам. Потом, когда трасса уже начала остывать, мы работали над длинными дистанциями.
Вопрос: Вы говорите, что новый мотор «менее злой», чем прежние атмосферные двигатели V8. Но на трассе в Бахрейне есть длинные прямые отрезки, где действительно можно разогнаться, а скоростные возможности машин с новыми силовыми установками в полной мере проявляются именно на прямых…
Сергей Сироткин: Я уже говорил, что машины как минимум не стали медленнее, чем в прошлом году, но из-за турбомотора и за счёт того, как всё это вместе работает, ощущения совершенно другие… Если в прошлом году моторы развивали до 18 тысяч оборотов в минуту, то сейчас команды редко когда используют настройки, при которых позволяют двигателю раскручиваться выше 12 тысяч, что связано с ограничением расхода топлива, что тоже сказывается на ощущениях.
Вопрос: А что там за история с гоночной обувью приключилась, которая даже в официальный пресс-релиз попала, что было несколько неожиданно? Согласитесь, нечасто мы узнаём о том, что гонщику мешает полностью выложиться именно обувь?
Сергей Сироткин: (смеётся) В этом году униформа команды, в том числе, гоночная одежда и обувь, сменились, что было связано, в том числе, и с новыми спонсорами. Не знаю почему, но до Бахрейна мои ботинки не доехали, доехали чьи-то другие, которые были на полтора размера меньше. Выбора не было, поэтому пришлось, проехав несколько кругов, выйти прогуляться, а потом снова выехать – это было ещё более-менее нормально. Но когда после обеда я сел в машину и уже не выходил до самого вечера, то под конец дня начались реальные проблемы: после очередного быстрого круга во время возвращения в боксы было просто очень больно жать на газ.
Глупо получилось: кто-то объясняет проблемы неправильными настройками машины, трафиком – мало ли что ещё бывает – а тут ботинки…
Вопрос: Официально подтверждено, что вы набрали километраж, необходимый для получения Суперлицензии. Как теперь будут развиваться события, или, может быть, формальные процедуры, связанные с FIA, уже начались?
Сергей Сироткин: Если честно, я не знаю. Этим занимаются мои менеджеры. Насколько я понимаю, сейчас надо в течение какого-то срока подать все документы в FIA, и там уже вынесут окончательный вердикт. Самое главное, мы выполнили нормативы, и теперь вряд ли что-то будет препятствовать получению суперлицензии.
Вопрос: Как будут строиться дальнейшие отношения с командой? Есть ли планы участия в пятничных тренировках и на базе Sauber в Хинвиле?
Сергей Сироткин: Конечно, это всё есть, но пока трудно говорить о каких-то сроках. До бахрейнских тестов всё упиралось в вопрос о Суперлицензии, и невозможно было прописать в контракте, где, когда и что я буду делать. Со стороны команды все необходимые документы были подготовлены буквально в течение двух дней, всё это у нас на руках, так что сейчас это уже больше организационные вопросы… Только от нас зависит, как быстро мы всё заполним и передадим на рассмотрение в FIA.
Вопрос: Наверное, было бы логично, чтобы команда пригласила вас как минимум в Сочи на предстоящий Гран При России? Какая-то особая подготовка к этому событию предполагается? С вашей стороны, со стороны ваших менеджеров?
Сергей Сироткин: Если честно, то конкретного плана нет, хотя в контракте прописано, сколько пятниц мне отведено в этом году. Наиболее логичный вариант, что одна из них должна быть в Сочи, и мы понимаем, что это надо использовать, какую-то работу вести в плане поиска финансов. Но конкретные планы, насколько мне известно, ещё не выстроены.
Вопрос: Практически сразу из Бахрейна вы направились в Монцу на первый этап Формулы Renault 3,5. Итоги итальянского уик-энда – очки за 7-е место и подиум в воскресной гонке, несмотря на технические проблемы, возникшие ещё в пятницу. Насколько вы довольны собственной работой и результатами?
Сергей Сироткин: Мы ожидали большего, ведь результаты прохождения кругов, которые мы показывали на предсезонных тестах, были намного лучше тех, которые мы смогли продемонстрировать уже во время гоночного уик-энда. После технических сложностей, в основном связанных с мотором, которые начались в пятницу и повлекли все проблемы в субботу, я считаю, что мы сделали максимум из того, что можно было сделать. Из сложившейся ситуации выбрались более чем достойно.
Изначально я ехал в Монцу, рассчитывая выиграть или как минимум быть в первой тройке. Получилось немного не так, но один подиум был, и какие-то очки мы набрали. От лидеров мы, слава Богу, отстаём немного, разница всего три или четыре очка. Пока отставание небольшое, а чемпионат длинный, и мы хоть как-то, но отыгрались.
В целом с командой Fortec отношения наладились очень быстро, буквально после двух дней на её базе и первых тестов. Атмосфера полностью рабочая, никаких претензий нет, видно, что это команда совершенно другого уровня по сравнению с той, в которой я выступал в прошлом году. Если помните, на всех предсезонных тестах мы как минимум были в первой тройке.
Вопрос: Ещё до начала сезона вы говорили, что задача в этом году стоит серьёзная: бороться за титул чемпиона Мировой серии Renault…
Сергей Сироткин: Да, однозначно.
Вопрос: Первый опыт работы с этой командой в боевых условиях в Монце помог укрепить уверенность в своих силах и в том, что эта цель достижима?
Сергей Сироткин: Монца на самом деле немножко специфическая трасса, это мы видели и в 2013 году, это подтвердилось и сейчас. Так что пока трудно говорить обо всём сезоне, но, учитывая, что большую часть пятницы и всю субботу мы пытались решить проблемы с мотором, и на работу с настройками шасси смогли выделить гораздо меньше времени, чем обычно, можно сказать, что команда сработала очень адекватно. Если говорить о перспективах, думаю, в Арагоне будет уже понятнее, что у нас со скоростью, но я уверен, что мы будем в числе лидеров, как были все шесть дней предсезонных тестов.
Вопрос: Наверняка вы внимательно следите за тем, как разворачиваются события на трассах Формулы 1: как вы оцениваете дебют нашего соотечественника, Даниила Квята, в составе команды Toro Rosso?
Сергей Сироткин: Я бы сказал, пока он выступает намного лучше, чем все от него ожидали. Я слежу за всеми тренировками, за всеми событиями на трассе, и даже если просто судить по результатам прохождения кругов, то когда Квят и Жан-Эрик Вернь едут в одинаковых условиях, то Вернь как правило до него не может дотянуться.
Но всё равно очевидно, что он уже вкатился и в данный момент превосходит Верня по чистой скорости. Просто надо ещё немножко набраться опыта, и чтобы в нужный момент всё правильно совпадало. А в целом, на мой взгляд, он уже быстрее Верня, и, думаю, это только начало. Так что пока Даниил выступает просто отлично.
Вопрос: Но Вернь жалуется на то, что он тяжелее Квята и проигрывает уже по этой причине. Кстати, вы ведь тоже не субтильной конституции, есть риск, что вы можете столкнуться с той же проблемой?
Сергей Сироткин: У нас в Sauber складывается похожая ситуация между Адрианом Сутилом и Эстебаном Гутьерресом. Понятно, что это определённый минус, ведь побеждать должен тот, кто лучше, а не тот, кто меньше весит. В 2014 году от веса зависит достаточно много, только из-за этого фактора ты можешь уступить напарнику. Насколько я слышал, в следующем году FIA, возможно, примет какие-то меры, и надеюсь, что вес машин будет увеличен. Ведь все пилоты сидят на диетах, а это нелегко. И всё равно тот же Вернь не будет весить, как Квят…
Вопрос: А вам уже приходится изнурять себя диетами?
Сергей Сироткин: Я просто давно тренируюсь и тренировался до этого, и я в любом случае сижу на диете, но не для того, чтобы скинуть определенное количество килограммов, а просто чтобы поддерживать себя в хорошей форме. В Мировой серии Renault вообще нет никаких проблем с весом, так что у меня есть ещё запас килограмма четыре, а на следующий год в Формуле 1 ещё непонятно, что будет. И если я сейчас скину три килограмма, это ничего не даст, разве что сил будет меньше, а самочувствие – хуже. Но если в следующем году станет вопрос о весе, то похудеть не составит проблем.
Вопрос: В последнее время так складывается международная обстановка, что какие-то внешние факторы начинают влиять и на спорт, хотя он никакого отношения к политике не имеет. Теперь вы официально считаетесь гонщиком программы SMP Racing, но недавно было распространено заявление её руководителей, что экономические санкции, введённые Евросоюзом, коснулись и спортивных программ. Каким-то образом это на вас отражается или может отразиться?
Сергей Сироткин: Понятное дело, что это несправедливо, но, если честно, я не до конца знаю, как всё это работает. Не знаю, как эта ситуация может отразиться на мне. Поскольку это отразилось на SMP, это плохо, и для меня в том числе. Может быть, это повлияет на наше дальнейшее развитие, но на данный момент на мне это никак не отражается. Опять же, я не знаю, что будет через месяц, через два или в конце сезона.
Мне хотелось бы поблагодарить всю команду SMP Racing за их поддержку, за молодёжную программу, которая так активно поддерживает пилотов из России, помогает им развиваться и даёт возможность думать только о результате. И я очень рад, что стал частью этой программы, частью семьи SMP Racing.