Гюнтер Штайнер, руководитель Haas F1, подвёл итоги второго сезона в истории американской команды и рассказал о подготовке к 2018 году.
Вопрос: В Абу-Даби пройдёт финал чемпионата, но это также заключительная гонка второго сезона в истории Haas F1. Как бы вы сравнили его с прошлым годом, ведь команде пришлось строить совершенно новые машины, потому что Формула 1 переходила на новый технический регламент?
Гюнтер Штайнер: Этот сезон похож на предыдущий. К первому году мы должны были с нуля создать и машину, и команду, но на это у нас было несколько больше времени. В этом году опять пришлось строить новую машину, зато команда уже была создана, хотя всё равно нужно было заниматься оптимизацией многих процессов.
Интенсивность работы практически та же, но когда я думаю о машине 2018 года, то понимаю, что нам вновь предстоит не менее напряжённое время. По-моему, чем бы вы ни занимались в Формуле 1, вы всегда трудитесь на пределе возможностей, всё происходит в последнюю минуту, и всё нужно делать максимально качественно.
Вопрос: Какие главные уроки, усвоенные в прошлом году, пригодились в этом?
Гюнтер Штайнер: Нужно постоянно стремиться всё делать лучше, во всех мелочах. Нет какой-то большой области работы, про которую я бы сказал, что сейчас мы бы всё сделали иначе, но постепенно приходит понимание, что во многих случаях можно действовать эффективнее.
Вопрос: Вне зависимости от итогов Гран При Абу-Даби, команда в этом сезоне наберёт намного больше очков, чем в прошлом году. Можно ли это считать наиболее убедительным показателем прогресса, или есть какие-то другие моменты, которые не видны со стороны?
Гюнтер Штайнер: Думаю, очки тоже показатель, но не абсолютный. Хотя мы соперничаем всё с теми же командами, результаты складываются из различных составляющих. Думаю, мы прогрессировали на всех уровнях. Хотелось улучшить наше положение в Кубке конструкторов, но пока мы занимаем ту же 8-ю строчку, что и прошлом году, так что, разумеется, в Абу-Даби мы постараемся выступить как можно лучше. Я надеялся, что к концу сезона мы сможем подняться на 7-ю позицию.
Вопрос: Перед началом сезона звучали пророчества, что второй год будет для команды сложнее, чем первый. В какой мере они сбылись? Или просто трудности носили несколько иной характер?
Гюнтер Штайнер: В разные годы приходится сталкиваться с трудностями разного свойства. К этому приходится приспосабливаться. Если вы не в состоянии преодолевать трудности, вам не стоит работать в Формуле 1. Второй год всегда более тяжёлый, но мы это понимали с самого начала. Думаю, если мы успешно справились с работой в прошлом году, то не подкачали и в этом.
Вопрос: С какими именно сложностями пришлось иметь дело в этом году?
Гюнтер Штайнер: Они состояли в том, чтобы оптимизировать все области работы и выявить слабые места, за счёт ликвидации которых можно добиться более высоких результатов, избежав при этом каких-то радикальных перемен.
Вопрос: В чём состоят сильные стороны команды?
Гюнтер Штайнер: Коллектив уже больше года работает в таком составе, а какие-то люди в команде уже больше двух лет. Так что мы уже лучше знаем друг друга, знаем, чего ожидать. Знаем, кто на что способен, и это помогает в работе. В команде хорошие специалисты, и есть достаточно людей, на которых можно положиться.
Вопрос: По меркам Формулы 1 команда организована несколько необычно. Можно ли сказать, что результаты второго сезона подтверждают правильность выбранного подхода?
Гюнтер Штайнер: По крайней мере, они говорят о том, что избранную модель нельзя считать неправильной. Всегда можно что-то улучшить, но наша модель оказалась вполне рабочей.
Вопрос: Хотя судьба главных наград чемпионата уже решена, в середине пелотона острая борьба продолжится и в Абу-Даби. В настоящее время Haas занимает 8-ю позицию в Кубке конструкторов, а от 7-й вас отделяет лишь два очка, от 6-й – шесть очков. Остаются ли реальные возможности улучшить положение команды?
Гюнтер Штайнер: Безусловно. Мы попытаемся это сделать. Если бы не происшествия на первом круге Гран При Бразилии, думаю, у нас были бы неплохие шансы заработать очки. Но нам это не удалось, поэтому говорить приходится в сослагательном наклонении. Но в Абу-Даби мы, разумеется, сделаем всё, что в наших силах.
Вопрос: Был ли в этом году какой-то момент, который вам больше всего запомнился?
Гюнтер Штайнер: Полагаю, это финиш обеих машин Haas в первой десятке в Японии, когда многие уже списали нас со счетов. Но мы заняли 8-е и 9-е места, что не так уж плохо.
Вопрос: Автодром Яс-Марина, где пройдёт Гран При Абу-Даби – очень интересное место. Что выделяет эту гонку на фоне остальных этапов сезона?
Гюнтер Штайнер: Прежде всего, это финал чемпионата, что само по себе немаловажно. Автодром отличается прекрасной инфраструктурой, и расположен очень удачно. Здорово, что именно там проходит концовка сезона. Во всех странах, где находятся базы команд, уже холодно, а там по-прежнему тепло.
Вопрос: Гонка стартует ближе к вечеру, а завершается уже в тёмное время суток при свете прожекторов. В какой мере при этом меняется состояние и температура трассы, и как это влияет на работу шин?
Гюнтер Штайнер: Ещё до начала уик-энда мы знаем, какая из тренировок наиболее важна, а какая мало что даёт в плане подготовки к гонке из-за того, что температуры воздуха и асфальта выше, чем во время Гран При. К этому надо просто адаптироваться.
Вопрос: Вскоре начнётся период межсезонья, но станет ли вам проще? Ведь время, оставшееся до зимних тестов, пролетит незаметно…
Гюнтер Штайнер: Да, тесты не за горами. Если посмотреть на мой график, то до Рождества у меня будет только один свободный уик-энд. Всё остальное время придётся провести в разъездах и посвятить его подготовке к следующему сезону. Этот чемпионат почти завершён, но фактически 2018 год начался для нас уже три месяца назад. Мы просто продолжим работать.
Надеюсь, что наша гоночная бригада, особенно механики, которым однозначно приходится напрягаться больше, чем мне, сможет отдохнуть несколько недель, чтобы с готовностью взяться за дело в следующем году.
Вопрос: Если говорить о сезоне 2018 года, насколько новая машина, на которой появится система Halo, будет конструктивно отличаться от VF17?
Гюнтер Штайнер: Система Halo – действительно новая для Формулы 1, но в остальном машины останутся примерно такими же. Технический регламент почти не изменился. Внешне перемены незначительны, за исключением Halo и «акульего плавника». В какой-то мере машины будут выглядеть иначе, но мы быстро к этому привыкнем.
Вопрос: Насколько сильно появление Halo скажется на аэродинамике и общем весе машины?
Гюнтер Штайнер: Halo весит одинаково для всех команд. Если говорить об аэродинамике, то нашим специалистам в этой области просто придётся учитывать ещё один элемент в программе своих исследований и добиться при этом максимального эффекта. Но они привыкли к разного рода трудностям.