В этом сезоне у клиентов Renault было явно больше проблем с силовыми установками, чем год назад. В первых гонках двигателям не хватало надежности, а когда неполадки были ликвидированы, выяснилось, что прогресс оказался не столь заметным, как ожидалось. В интервью пресс-службе Renault Sport F1 операционный директор компании Реми Таффен объяснил, почему это произошло.
Вопрос: Что вы думаете о прошедшем сезоне?
Реми Таффен: Безусловно, это был сложный сезон, но мне кажется, стакан, скорее, наполовину полон, чем наполовину пуст. К концу года у нас было гораздо больше знаний и информации, но, к сожалению, мы не смогли добиться желаемых результатов и оказаться в группе лидеров. Нам пришлось кое-что скорректировать и вернуться к основам в работе с такими аспектами, как надежность, но это позволило подготовиться к 2016-му и последующим годам. Нельзя сказать, что мы с самого начала сезона поставили на нем крест – теперь у нас есть долгосрочное видение ситуации, и мы знаем, что даже если нам пришлось нелегко, в дальнейшем всё наладится.
Вопрос: Первая половина сезона оказалась очень сложной. С чем связаны проблемы, возникшие в начале года?
Реми Таффен: Мы приехали на первые зимние тесты в уверенности, что в межсезонье добились серьезного прогресса. Мы искренне полагали, что отлично выполнили свою работу. В некоторых областях всё так и было, но мы не ожидали проблем в трех важных областях. Во-первых, возникла серьезная проблема с надежностью поршней. Мы не заметили подобных неполадок по ходу стендовых испытаний, и все детали были проверены так, как обычно.
Во-вторых, у нас были сложности с одним из компонентов электроники силовой установки, который мы не могли определить, и он продолжал быть источником проблем. Наконец, мы задержались с подготовкой к 2015 году, поскольку до последнего принимали решения. С вариантом силовой установки для первой гонки мы определились слишком поздно, поэтому не успели как следует подготовиться. Мы так сильно хотели сократить отставание, что совершали много ошибок. Но именно эти проблемы помогли нам многому научиться и удостовериться, что они больше не повторятся в будущем.
Вопрос: Что вы делали для решения проблем?
Реми Таффен: Мы не лучшим образом начали сезон в Австралии, и нам потребовалось время вплоть до Гран При Испании, чтобы разобраться со всеми неполадками. Четыре первых гонки нас очень огорчили, и мы занимались той работой, которую должны были сделать ещё на зимних тестах. Начиная с этапа в Мельбурне и вплоть до Гран При Бахрейна мы напряженно работали с надежностью и управляемостью, поэтому в Испании вернулись к хорошей форме. Уик-энд в Монако подтвердил, что мы снова выступаем на неплохом уровне.
Мы повысили надежность за счет усиления контроля качества и доработки неисправных деталей, в частности, поршней, а также корректировки всех необходимых аспектов. Нужно было удостовериться, что все компоненты выдержат дистанцию гонки, а если проблемы и существуют, то они будут выявлены во время стендовых испытаний, а не на трассе. Мы действительно вернулись к основам, изменили и процесс контроля, и сами детали, с которыми возникли проблемы.
Вопрос: После этого проблемы с надежностью в гонках прекратились…
Реми Таффен: Да. Прежде, чем заниматься эффективностью, нам надо было разобраться с надежностью. Мы видели, что в первых гонках возникло много проблем, а затем пришлось отбывать штрафы за замену компонентов силовых установок, что осложнило ситуацию. Кроме того, нам пришлось использовать двигатели, ресурс которых подходил к концу, поэтому они неважно работали на тренировках, это тоже создавало дополнительные трудности.
Тем не менее, силовые установки, которые мы использовали с Гран При Испании были надежными и позволяли работать над повышением эффективности. По ходу сезона у нас возникло шесть серьезных проблем: три в начале года и три в конце. Возникшие в конце года проблемы носили производственный характер и не были связаны с обновлённой версией силовой установки.
Вопрос: Решив проблемы с надежностью, что вы делали ради повышения эффективности?
Реми Таффен: Удостоверившись, что нынешняя силовая установка надежна и отличается хорошей управляемостью, вместо работы с текущей версией мотора мы постарались начать подготовку к 2016 году и протестировать различные решения, чтобы собрать максимум информации. С середины чемпионата мы занимались разработкой двигателя для следующего сезона, и у нас появилась возможность в конце года внедрить четвертую версию силовой установки. Это давало лишь общее представление о моторе на 2016 год, и хотя прогресс оказался небольшим, было важно собрать информацию и понять, правильный ли путь мы выбрали. В некоторых отношениях это был шаг назад, и прогресс оказался не очень заметным, но это было необходимо для дальнейшего развития.
Вопрос: В этом году вы начали работать с Ilmor Engineering. Хотя их предложения в итоге не использовались, сотрудничество показалось вам полезным?
Реми Таффен: Да, мы продолжим сотрудничать в следующем году. Они предложили разные решения, в частности, иную версию камеры внутреннего сгорания, и теперь мы будем с ними работать в 2016-м. Renault Sport по-прежнему многое разрабатывает самостоятельно, но взаимодействие с партнером уровня Ilmor позволяет использовать их богатый опыт и знания. По той или иной причине в 2015-м мы не увидели всех преимуществ такого сотрудничества, но теперь контролируем ситуацию, у нас есть четкое направление развития – это будет более заметно в 2016-м и далее.
Вопрос: По какой технической программе будет работать Renault зимой?
Реми Таффен: Мы постараемся всё делать постепенно, чтобы не допустить прежних ошибок. В декабре силовая установка, которую мы будем использовать в Мельбурне, проходит стендовые и ресурсные испытания. Затем двигатель настраивается и калибруется, чтобы в конце января мы смогли без проблем подготовиться к зимним тестам.
Версия мотора для первой гонки готова, она вполне надежна, поскольку выдержала несколько тысяч километров на стендовых испытаниях. Конечно, остается разобраться с некоторыми деталями, но на самом деле это уже вопрос тонких настроек, так что сейчас мы подготовлены намного лучше, чем год назад.