В 2015 году американский гонщик Александер Росси стал вице-чемпионом серии GP2 и официально дебютировал в Формуле 1 в составе команды Manor. Хотя он впервые сел за руль MR03B в Сингапуре и провёл только пять Гран При, по итогам сезона ему удалось опередить Уилла Стивенса, своего напарника. В интервью GPUpdate он подвёл итоги сезона и рассказал о надеждах, связанных с ближайшим будущим.
Вопрос: Как вы оцениваете минувший сезон?
Александер Росси: Если вспомнить, что в январе я подумывал о переходе в IndyCar, то можно сказать, что завершили мы год весьма ярко. Во многом это заслуга команды Racing Engineering, в составе которой я в этом году выступал в GP2, наконец-то получив конкурентоспособную машину. Думаю, эти результаты позволили мне оказаться в Manor, я дебютировал в гонках Формулы 1 и неплохо провёл пять Гран При. В любом случае, это был хороший год.
Расстраивает, что в GP2 я так много проиграл Стоффелю Вандорну, заняв второе место, но он добился в этом году феноменальных успехов.
Вопрос: Вы бы поверили, если бы в январе услышали, что вам предстоит стать вице-чемпионом GP2 и выступать в Формуле 1?
Александер Росси: В начале года всегда надеешься на лучшее. Но лично для меня главным сюрпризом стал контракт с командой Формулы 1. В GP2 я понимал, что в этом сезоне у меня будет хорошая машина, но совершенно не думал, что буду выступать в Формуле 1, это факт.
Вопрос: Что вы можете сказать о первом опыте в Ф1?
Александер Росси: Это был хороший опыт. В Формуле 1 так много всего происходит, что, находясь в паддоке, сложно по-настоящему насладиться моментом. Но было пару раз, в Сингапуре и особенно в Остине, когда я вдруг начинал осознавать тот факт, что действительно выступаю в этом чемпионате. Думаю, мы неплохо справились с задачей, и мне удалось показать свои возможности. Надеюсь, благодаря этому и в следующем году всё сложится хорошо.
Вопрос: Вы сразу поехали быстро и опередили напарника, Уилла Стивенса. Вас это удивило?
Александер Росси: Вообще-то нет. В любой ситуации ты думаешь, что сможешь добиться успеха, и я понимал, что мне по силам одолеть Уилла. И хотя порой во время уик-эндов приходилось сталкиваться с проблемами, в воскресенье нам удавалось финишировать на более высоких местах, чем он. Так было везде, кроме Бразилии – неплохой итог, но я хотел оказаться впереди во всех пяти гонках.
Нам это не удалось – впрочем, в квалификациях я тоже чаще оказывался впереди, а не только в гонках, поэтому сбылись мои лучшие надежды. Не скажу, что это меня удивило, но если удивлены остальные – это хорошо.
Вопрос: В Остине в какой-то момент казалось, что вы сможете заработать первое очко…
Александер Росси: Это было бы здорово! Мы неплохо смотрелись на мокрой трассе, когда все ехали на сликах – по-моему, мы выглядели вполне конкурентоспособно на фоне соперников, но, разумеется, когда трасса подсохла, я уже мало что мог предпринять. Но смог повторить лучший результат команды в этом сезоне, так что всё хорошо.
Вопрос: Какие эмоции вы испытали в дни американского уик-энда?
Александер Росси: Начиная с 2012 года я бывал на Гран При США в Остине, поэтому в какой-то мере знал, чего ожидать, но принимать участие в программе уик-энда в качестве гонщика основного состава – это совершенно другое дело. Я американец, и выступление на домашней трассе связано с очень волнительными и приятными переживаниями, ведь я видел, как меня поддерживали болельщики.
Вопрос: Видимо, вы испытывали странное чувство, побеждая в гонках GP2, но реально соперничая только с напарником в Формуле 1?
Александер Росси: Да, конечно, поэтому в GP2 нужен был совсем другой настрой. Я понимал, что в Формуле 1 я мог опередить только одну машину, но в GP2 у меня было 23 соперника. Переключаться с одного чемпионата на другой не так уж сложно, так что было приятно выиграть гонку GP2 в Сочи, а также выступить в Бахрейне и Абу-Даби.
Вопрос: В GP2 обычно вы опережаете круговых, тогда как в Формуле 1 всё было наоборот. Как вы с этим справлялись?
Александер Росси: Правильно реагировать на синие флаги оказалось сложнее, чем я думал! Важно так пропускать более быстрые машины, чтобы при этом самому не терять время. В Формуле 1 резина ещё более чувствительна к температурам, чем в GP2, поэтому, когда ты оказываешься за пределами траектории, на шины налипают фрагменты отработанной резины, температура шин падает, и их практически невозможно снова прогреть.
Ты постоянно борешься, чтобы подольше оставаться впереди быстрых машин, пока не окажешься на таком участке трассы, где их можно спокойно пропустить. И одновременно ты не хочешь, чтобы твои действия как-то сказались на их гонке. Это тонкий баланс, добиться которого иногда непросто – всё зависит от того, где они тебя нагонят. Правильно действовать в таких ситуациях – тоже своего рода искусство, и его надо освоить.
Вопрос: Где вы получили больше удовольствия – в GP2 или в Формуле 1?
Александер Росси: Мне понравилось и там , и там – по разным причинам. В GP2 я знал, что могу сражаться за победы, бороться с соперниками, обгонять их. В Формуле 1, даже если ты за рулём самой медленной машины, всё равно ты испытываешь особенные ощущения. Это сложно передать словами, но в этом году я получил настоящее удовольствие, выступая в двух чемпионатах.
Вопрос: Понятно, что Manor – маленькая команда, и в этом году она фактически выступала в другом классе по сравнению с остальными…
Александер Росси: Они проделали неплохую работу, учитывая возможности их машины. Да, мы уступали лидерам 4 секунды на круге, но люди забывают, что наша машина была разработана ещё в 2013 году – ей уже два года. Полагаю, в следующем году, когда Manor получит новые силовые установки, команда сделает заметный шаг вперёд. Это произойдёт не сразу, но там работают хорошие специалисты – думаю, они добьются прогресса в 2016-м.
Вопрос: А чего, по-вашему, в следующем году добьётся Haas F1?
Александер Росси: Сложно сказать. Не думаю, что кто-то точно представляет масштабы их сотрудничества с Ferrari. Разумеется, она в более благоприятном положении, чем другие новые команды, которые на наших глазах дебютировали в Формуле 1, но я не уверен, что она сразу добьётся успехов. Перед Manor в следующем году будет поставлена задача опередить Haas. Вряд ли возможно, что новая команда будет с первого же дня показывать высокие скорости.
Вопрос: Какие надежды вы связываете со следующим годом?
Александер Росси: Мы ведём интенсивные переговоры с Manor, и, по-моему, всё выглядит вполне позитивно. Как всегда в Формуле 1, до Гран При Австралии ни в чём нельзя быть уверенным на 100%. Посмотрим, как будут развиваться события, но думаю, мои результаты в пяти гонках этого года были неплохими.
Вопрос: Не удивило отсутствие к вам интереса со стороны Haas?
Александер Росси: Удивление – правильное слово. Я не расстроился, поскольку уже давно в паддоке и знаю, как всё устроено в Формуле 1. Этой команде нужно выполнить стоящие перед ней задачи. Я отношусь к этому с уважением, и у нас хорошие отношения. Но в ходе переговоров о 2016 годе мы не продвинулись настолько далеко, чтобы я испытывал какое-то заметное разочарование.
Вопрос: Значит, в настоящий момент вы все усилия направляете на то, чтобы получить место в Manor?
Александер Росси: В настоящий момент мы концентрируемся именно на этом. Всегда есть несколько запасных вариантов, но, думаю, у нас неплохие перспективы.