После расставания с Caterham Ярно Трулли занялся виноделием и практически разорвал связи с Формулой 1. Тем не менее, накануне нового сезона итальянец встретился с журналистами газеты Il Giornale, чтобы обсудить перемены в правилах и командах.
Вопрос: Гибридные технологии, турбомотор, новая система рекуперации, лимит топлива и 30 км электрических кабелей на каждой машине. Вам нравится такая Формула 1?
Ярно Трулли: Нет. Мне нравилась та Формула 1, когда гонщик должен был максимально раскрывать потенциал машины. Использование электроники началось ещё по ходу моей карьеры. Однажды я понял, что вместо поиска оптимальной траектории в повороте нужно просто в определённый момент нажать кнопку.
Есть риск, что в Мельбурне более половины машин не доедут до финиша или столкнутся с серьезными проблемами – с ERS, с турбиной и т.д. В этом году ключевым фактором будет надежность. Но Формула 1 всегда была, прежде всего, чемпионатом быстрых машин. Важно успешно начать сезон.
Вопрос: …а затем выиграть финальный Гран При в Абу-Даби. Что вы думаете о начислении двойных очков?
Ярно Трулли: Кто-нибудь должен объяснить, почему двойные очки начисляются именно в этом Гран При, а не в других.
Вопрос: Всё дело в богатстве эмира, которому столь дорог этап Формулы 1...
Ярно Трулли: Тогда это настоящее безумие. Я понимаю, что хотелось избежать повторения предыдущего сезона, когда доминировал один гонщик, но почему не использовать ту же схему, что и в баскетболе – ввести плей-офф, отдельный зачёт после 15 Гран При, который и решит судьбу титула?
Вместо создания интриги, которая подчеркнула бы красоту Формулы 1, мы подтасовываем результаты. Один гонщик будет доминировать на протяжении всего сезона, а в последней гонке допустит ошибку и потеряет все шансы… Бросьте! Лучше уж присуждать двойное количество очков в последних трех или четырех Гран При.
Вопрос: Что вы думаете об ограничении количества топлива на гонку? Теперь датчики будут контролировать расход, чтобы он оставался в норме...
Ярно Трулли: Как объяснить это болельщикам? Не получится. Это норма для инженеров, а не для тех, кто смотрит гонку и не может понять, как это влияет на результаты.
Вопрос: Как вы оцениваете расстановку сил по итогам предсезонных тестов?
Ярно Трулли: В Mercedes отлично выполнили свою работу - у клиентов этой компании проблем было меньше, чем у других команд. Похоже, Ferrari занимает вторую позицию. Впрочем, тесты дают общее представление, не раскрывая реального положения дел.
Вопрос: Значит, Red Bull Racing в лучшей форме, чем кажется?
Ярно Трулли: Red Bull Racing или Renault?
Вопрос: Многие говорят, что проблемы Red Bull Racing связаны с особенностями конструкции машины: она слишком узкая, поэтому мотор плохо охлаждается. Впрочем, проблемы с силовой установкой Renault есть и у других команд: у Lotus и Toro Rosso...
Ярно Трулли: Возможно, в Red Bull Racing действительно ошиблись при разработке машины, но они справятся. Пока команда серьезно уступает соперникам по пройденной дистанции, если за пару месяцев отставание отыграть не удастся, думаю, они переключатся на подготовку к следующему сезону, будут использовать гоночный уик-энд для тестов.
Вопрос: Что вы думаете о возвращении Кими Райкконена в Ferrari?
Ярно Трулли: Кими – уникальный гонщик. Он мало говорит, но отлично справляется со своей работой. Впрочем, все знают, какой он за пределами трассы. Если в Ferrari смогут заставить его вести более стандартный образ жизни, то в этом году мы увидим великого Райкконена.
Вопрос: Поладит ли он с Алонсо? Вы хорошо знаете Фернандо по выступлениям в Renault...
Ярно Трулли: Не думаю, что Фернандо опередит Кими, если тот сохранит концентрацию. Конечно, в отличие от Райкконена, Алонсо – политик. Всё зависит от команды. Впрочем, если они подписали контракт с финном, значит, уверены, что справятся с ситуацией.
Вопрос: Каковы шансы Фелипе Массы, перешедшего из Ferrari в Williams - его новая машина оказалась весьма конкурентоспособной…
Ярно Трулли: Воспользовавшись случаем, он может побороться за титул.
Вопрос: С тех пор, как вы завершили карьеру, в Формуле 1 больше не выступают итальянцы. Это уже тенденция?
Ярно Трулли: Да. Есть несколько причин. Сложилась такая экономическая ситуация. Зачем Mercedes или Renault вкладывать средства в нашего гонщика? Чтобы продавать машины в Италии? Нет. Лучше поддерживать бразильца и выйти на новые рынки. Кроме того, не стоит забывать о влиянии Ferrari: те, кто может и хочет принести деньги, обратят внимание скорее на Ferrari, чем на итальянского гонщика.
В Формуле 1 наметилась тенденция отдавать предпочтение финансовой поддержке гонщика, а не его профессиональным качествам. 70% команд оказались в сложной ситуации, поэтому подписывают контракты с теми, у кого есть необходимые средства. Показателен случай с Давиде Вальсекки: у него было всё необходимое для выступлений в Формуле 1, кроме денег, в итоге он так и не получил свой шанс.