Технический директор Toyota по работе с шасси Паскаль Васселон много лет работал в шинной компании Michelin, а в период наиболее острого противостояния французских и японских шинников даже возглавлял подразделение Michelin F1. В интервью для журналистов пресс-службы команды Васселон говорил о новых сликах Bridgestone и их вкладе в эффективность машины...
Вопрос: Вы можете объяснить, почему шины оказывают столь серьёзное влияние на работу машины?
Паскаль Васселон: Это единственный посредник между машиной и трассой. Вы нажимаете педаль газа, и возникает сила, приложенная к шинам. Вы можете что угодно делать с машиной, но если резина неэффективна, то результата не будет. Фактически это один из двух главных факторов, влияющих на результат в Формуле 1.
Вопрос: Насколько изменилась ситуация, когда борьба производителей резины сменилась монополией единственного поставщика?
Паскаль Васселон: В недавнем прошлом, когда две шинных компании боролись между собой, резина и аэродинамика были основными слагаемыми успеха. Сейчас у команд единственный поставщик - компания Bridgestone, мы больше не развиваем резину по ходу сезона и должны добиться максимального использования её потенциала на трассе.
В этой ситуации главным фактором становится аэродинамика, а резина отходит на второй план. Работать стало легче - составы стабильны, у вас есть время, чтобы понять их работу, не нужно постоянно адаптироваться к новым разработкам. Мы всё ещё знакомимся со сликами, но контролировать ситуацию сейчас проще.
Вопрос: Что требуется от машины, чтобы максимально использовать потенциал шин?
Паскаль Васселон: Нужно поддерживать резину в окне рабочих температур, не допускать перегрева. Слишком холодная резина не обеспечивает должного сцепления, слишком горячая быстро разрушается и теряет эффективность. Недопустимы и чрезмерные нагрузки - инженеры подбирают настройки, чтобы соответствовать этим требованиям, добившись от шин максимально длительной и эффективной работы.
Вопрос: В этом сезоне с шинами связаны большие сложности, чем прежде?
Паскаль Васселон: Да, в Формулу 1 вернулись слики, мы получили новые составы и продолжаем с ними знакомиться. Каждая гонка даёт дополнительную информацию. В Сепанге мы впервые получили состав Hard, с которым не сталкивались на тестах - зимой мы работали с тремя другими составами, к тому же сейчас команды не могут использовать опыт прошлых лет. Мы перешли от шин с канавками на слики, они иначе гранулируются, имеют другой температурный диапазон. Это интересный вызов.
Вопрос: Большая, чем в прошлом году, разница между составами, осложняет выбор стратегии?
Паскаль Васселон: В этом году Bridgestone привозит на Гран При совсем другие составы. Год назад, в Малайзии, мы использовали Medium и Hard, в этом году - Soft и Hard. Это сделано для того, чтобы осложнить выбор шин, добавить интриги, и у подобного решения есть потенциал. В Мельбурне мы уже столкнулись с тем, что выбор состава может серьёзно повлиять на расстановку сил в гонке.
Вопрос: Почему эта разница в Мельбурне была более очевидна, чем в Малайзии?
Паскаль Васселон: В Мельбурне ни один из составов не соответствовал характеристикам трассы и условиям гонки. Состав SuperSoft оказался слишком мягким, а Medium - слишком твёрдым, они оба работали не в своём диапазоне, а в Сепанге - напротив, оба состава подошли к характеристикам трассы.