Себастьян Феттель заявил, что хочет оставить свой след в истории Ferrari и хочет многого добиться, выступая за команду из Маранелло, а о переходе в Mercedes совершенно не думает.
Вопрос: Вы стали гонщиком Ferrari примерно девять месяцев назад: расскажите о первом опыте работы с этой легендарной командой?
Себастьян Феттель: Разумеется, это большая честь. Я не раз говорил, что когда подписал контракт с Ferrari и получил право носить красную форму, исполнилась моя давняя мечта. Как и многие говорили до меня, всё это особые, уникальные ощущения, и меня до сих пор поражает та страстная любовь к этой марке, свойственная всем, кто работает в компании.
Например, у механиков в Формуле 1 очень тяжёлая работа, и её надо по-настоящему любить. Если тебя интересуют только деньги, ты займёшься чем-то другим. Но самое главное, механики Скудерии знают, какая это честь – работать в Ferrari, и их любовь к марке не меньше, чем страсть к Формуле 1. Это яркое подтверждение того, что это особенная команда.
Вопрос: С самого начала карьеры вы выступали в Red Bull Racing. Насколько важно для вас было перейти в Ferrari после сложного сезона 2014 года, чтобы почувствовать новую мотивацию?
Себастьян Феттель: Не думаю, что дело было только в очевидных сложностях прошлого сезона, который складывался для меня очень нестабильно. Но так иногда бывает. При этом я чувствовал, что готов принять новый вызов, и тот факт, что я сейчас очень доволен, вовсе не означает, что в предыдущей команде мне было хуже – проводить такого рода сравнения совершенно некорректно. Период, проведённый в Red Bull, был очень хорошим, включая 2014 год. Боевой дух этой команды всегда на высоте, и самое главное в том, что мы вместе добились исключительных успехов. И даже если у нас потом была пара неудачных гонок, они не могут испортить общей картины.
Переход в Ferrari стал для меня правильным шагом, сделанным в правильный момент. Конечно, если посмотреть сейчас на результаты первой половины моего первого сезона в Скудерии, можно сказать, что да, это был умный поступок с моей стороны, но я считаю, что ситуацию надо воспринимать не так. Очевидно, в этом году мы превзошли ожидания, и это здорово, но мы пока ещё не добились тех результатов, которых хотим добиться. Впереди много работы и, надеюсь, мы сможем добиться больших успехов.
Вопрос: А какие ожидания были у вас лично накануне этого сезона?
Себастьян Феттель: Сложно было ожидать многого. Впервые сев за руль этой машины, я почувствовал, что она мне подошла, и мне было вполне комфортно. И всё-таки представить, как будут развиваться события, было трудно: машина для меня новая, в её концепцию заложена иная философия, но нас с Кими SF15 T вполне устроила, хотя, понятно, что прошлогоднюю машину мне пилотировать не доводилось, поэтому я не могу сравнивать.
Но было ощущение, что для меня это шаг вперёд – по сравнению с моей прошлогодней ситуацией. С самого начала сезона мы могли повышать скорость – не секрет, что мотористы Ferrari проделали огромную работу. Но говорить о каких-то ожиданиях сложно, хотя после зимних тестов я чувствовал, что у нас хорошая машина. Тем не менее, невозможно судить о том, на что можно рассчитывать. Разумеется, Mercedes остаётся самой сильной командой, но, по-моему, мы уже смогли кое-кого удивить. Так что мы движемся в правильном направлении.
Вопрос: В прошлом году, когда вы подписали контракт с Ferrari, руководителем команды был Марко Маттиаччи. Затем его сменил Маурицио Арривабене, и ситуация полностью поменялась, чего в тот момент вы не могли знать. И Арривабене тогда сказал, что по его мнению, Скудерия в этом году может выиграть два Гран При – и вы действительно одержали две победы. Вы говорите, что превзошли ожидания, но на самом деле эти результаты соответствуют ожиданиям нынешнего руководства команды. Вы могли бы оценить масштабы перемен к лучшему, происшедших с командой с момента, как вы к ней присоединились?
Себастьян Феттель: Думаю, это сложная тема, поскольку я мало контактировал с Маттиаччи. Хотя не секрет, что переговоры я вёл именно с ним и с другими представителями Ferrari, некоторые из которых по-прежнему работают в команде, но кто-то уже её покинул. Конечно, после окончания прошлого сезона у меня была возможность пилотировать Ferrari образца 2012 года, но по-настоящему картина начала складываться только в этом году. Мне стало понятно, кто в команде за что отвечает, кто чем занимается, и надо было приниматься за работу.
Ситуация была непростой, потому что какие-то технические решения, связанные с машиной, принимались в последнюю минуту, но понятно, что задача состоит в том, чтобы добиваться постоянных улучшений, и к началу следующего чемпионата быть в более благоприятном положении, особенно если говорить об уровне нашей конкурентоспособности.
Вопрос: Вы пришли в эту команду, будучи четырёхкратным чемпионом мира. Но вы также и второй немецкий чемпион мира, выступающий за Ferrari. Насколько сложно было взять на себя ту роль, которую в своё время играл Михаэль Шумахер?
Себастьян Феттель: Я не пытаюсь взять на себя его роль, но приятно чувствовать, что его дух до сих пор ощущается в команде, её сотрудники по-прежнему ценят то, что он сделал для Ferrari. И даже если формально его нет с командой, особенно сейчас, всё равно он остаётся со Скудерией, как и другие её герои прошлых лет. В Маранелло умеют хранить историю, и, конечно, моя цель в том, чтобы оставить в ней и свой след.
Михаэль Шумахер был кумиром моей юности, но затем мы познакомились, я взрослел, ближе узнавал его как человека, и сейчас он для меня скорее друг, чем семикратный чемпион мира. Иногда я о нём думаю, особенно сейчас, когда он в таком состоянии. Надеюсь, мы услышим хорошие новости…
Вопрос: В Италии вас полюбили, наверное, с того момента, когда вы сказали, что хотели бы появиться в Монце в красной униформе. В сентябре вас ждёт гонка на этой трассе: можете поделиться ожиданиями?
Себастьян Феттель: Понятно, что сложно настраиваться на какой-то конкретный результат, но, разумеется, я с нетерпением её жду. Раньше я был не так популярен в Италии – надеюсь, сейчас картина меняется. Я помню, что когда одержал свою первую победу в Монце, публика просто безумствовала. Я-то думал, что болельщики высоко оценили мою работу, но потом понял, что они приветствуют успех Toro Rosso, ведь это итальянская команда, на машинах которой тогда стояли моторы Ferrari!
Потом я снова выиграл гонку в Монце в 2011 году, выступая за Red Bull, и думал, что болельщики оценят мою работу, но вместо этого меня освистали. И тогда я понял, что есть разница, за какую команду ты выступаешь. Так что, конечно, я стремлюсь добиться успеха, чтобы заслужить поддержку итальянской публики.
Вопрос: Есть ли у вас какие-либо договорённости с Кими Райкконеном, учитывая, что вы продолжаете бороться за чемпионский титул?
Себастьян Феттель: Думаю, понятно, что когда идёт борьба на трассе, более быстрый из нас, если он едет позади напарника, хочет его опередить – и стремится сохранить позицию, если едет впереди. Это нормально. При этом мы знаем, что выступаем за одну команду, поэтому, естественно, действуем более осторожно. Однако нет никакой командной тактики, никто никому не уступает трассу – мы стараемся вести борьбу максимально агрессивно.
Вопрос: Как вы полагаете, что изменится с введением новых ограничений, связанных с процедурой старта?
Себастьян Феттель: Теоретически, возможно, в ходе одной или двух гонок это как-то будет сказываться, но в итоге все приспособятся. В Формуле 1 работает много толковых людей. По-моему, пару лет назад была попытка ввести запрет на использование автоматических систем старта, и это было сделано. Гонщикам пришлось взять на себя намного больше работы, но теперь нас опять критикуют за то, что всё проходит слишком стабильно. Все эти процедуры доведены до идеала. В чемпионате выступают и работают профессионалы, поэтому я считаю, что через пару гонок необходимый уровень стабильности будет восстановлен.
Вопрос: В Red Bull Racing вы много лет работали с Эдрианом Ньюи, одним из величайших конструкторов в истории Формулы 1, а в Ferrari сотрудничаете с Джеймсом Эллисоном, техническим директором команды. Что можете сказать о нём?
Себастьян Феттель: У него совсем другой подход. Эллисона и Ньюи трудно сравнивать. Лучше всего об этом спросить самого Джеймса. Но он очень важен для нашей команды, он работает с максимальной отдачей сил и очень любит автоспорт. Это очень важно, когда человек полностью предан своему делу – Джеймс именно такой.
Вопрос: Вы упомянули, что за рулём Ferrari сразу почувствовали себя комфортно. Вы можете рассказать, что именно вам понравилось по сравнению с прошлогодней машиной Red Bull?
Себастьян Феттель: В прошлом году была пара гонок, когда ситуация складывалась не лучшим образом, я чувствовал, что мне не удавалось в полной мере использовать потенциал машины, не удавалось опередить Даниэля Риккардо. Если говорить о Ferrari, то здесь мне больше нравится, как работают тормоза – понятно, что от этого в значительной степени зависит прохождение поворотов.
Вопрос: Что самое важное вы хотели бы привить своим детям?
Себастьян Феттель: Думаю, умение ценить жизнь, принимать правильные решения, хотя, конечно, каждый сам решает, чем он хочет заниматься. Но это нормально, когда вы стремитесь передать детям определённое представление о жизненных ценностях. Я тоже многое перенял от моих родителей – с годами я начинаю ценить это всё больше и больше.
Вопрос: Вы дебютировали в Формуле 1 в составе BMW, а сейчас в чемпионате доминирует другая немецкая команда. Вы можете представить, что когда-нибудь будете выступать за Mercedes?
Себастьян Феттель: Нет, пока не могу. Я счастлив в Ferrari и хочу многого добиться вместе с этой командой – сейчас это главное. Mercedes – очень сильный соперник, но не более того.