Перед началом уик-энда в Спа Фелипе Масса говорил о проблемах команды, решении Ferrari продлить контракт с Кими Райкконеном и том, как он провел летний перерыв...
Вопрос: Фелипе, вас удивило решение Ferrari продлить контракт с Райкконеном?
Фелипе Масса: Нет. Думаю, они так и планировали поступить. В Ferrari пытались сделать все возможное, чтобы Кими демонстрировал максимум своих возможностей. Они несколько месяцев думали, и в итоге решили его оставить. Я рад за него, и надеюсь, что теперь проведу еще один сезон с Валттери Боттасом. Мы с ним отлично работаем в интересах команды, надеюсь, так будет и дальше.
Вопрос: В бразильской прессе ходят слухи, что компания Petrobras может расширить сотрудничество с Williams. Это может как-то повлиять на ваше будущее?
Фелипе Масса: У меня нет никаких отношений с Petrobras. В Williams подписали со мной контракт не из-за Petrobras, а потому, что им нужны были мои гоночные качества. Я никогда не подписывал контракты, приводя спонсоров, и сейчас ничего не изменилось.
Вопрос: У вас уже подписан контракт на следующий сезон?
Фелипе Масса: Пока нет, мы просто ждем правильное время, чтобы это сделать. Ситуация не изменилась, я уже говорил, что хотел бы остаться в команде на следующий сезон. Мне нравится работать с Williams – думаю, в команде это же могут сказать и обо мне.
Вопрос: Думаете, в Williams продлят контракт с Валттери Боттасом?
Фелипе Масса: Полагаю, что да. Не вижу причин, почему это не должно произойти. Валттери – отличный гонщик, он уже продемонстрировал свои возможности и то, насколько может быть полезен команде.
Вопрос: В Монако и Венгрии Williams выступила не лучшим образом, в отличие от Сильверстоуна или Австрии. Вы выяснили причину?
Фелипе Масса: У нас есть несколько идей. Возможно, нам нужна ещё одна медленная трасса, чтобы лучше со всем разобраться и выяснить, поняли мы на 100% свои проблемы или нет. К счастью, впереди гонки на трассах, которые больше подходят нашей машине – нас ждут Спа и Монца. Возможно, в Сингапуре мы как раз и сможем проверить наши решения. Надеюсь, мы окажемся конкурентоспособны – это станет отличным ответом.
Вопрос: Если во время гонки пойдет дождь, это скажется на вашей скорости? Прежде на влажной трассе машины Williams сразу уступали соперникам...
Фелипе Масса: Думаю, это будет как раз та ситуация, с которой нам нужно разобраться. У нас сложности, как в дождь, так и в медленных поворотах, и они связаны между собой. Если мы решим одну, то, возможно, решим и другую.
Вопрос: Чего вы ждете от новой процедуры старта?
Фелипе Масса: Нужно провести её хотя бы один раз, чтобы понять, что изменится. Не думаю, что это приведет к каким-то заметным переменам. Полагаю, мы по-прежнему будем хорошо стартовать. Спросите меня об этом вечером в воскресенье.
Вопрос: На ваш взгляд, современными машинами Формулы 1 легко управлять?
Фелипе Масса: Нет, я бы не сказал, что машинами легко управлять. Если сравнить с тем периодом, когда я только начинал карьеру, легче стало только с физической точки зрения, но это не значит, что пилотировать стало проще.
Из-за снижения скоростей снизились и перегрузки, но при этом необходимо следить за износом шин и многими другими факторами, что не так просто. Раньше гонки представляли собой серию спринтов, а шины изнашивались равномерно, поэтому мы на каждом круге атаковали изо всех сил – это единственное отличие от того, что происходит сейчас.
Вопрос: На современной машине можно пройти поворот Eau Rouge с педалью газа в пол?
Фелипе Масса: Да. В прошлом году мы это делали во время гонки, хотя и не на каждом круге. Но при этом в 2006 и 2008-м этот поворот мы тоже проезжали с полностью нажатой педалью газа.
Вопрос: Eau Rouge – это по-прежнему вызов?
Фелипе Масса: Да, но как я уже сказал, большую часть моей карьеры мы проходили этот поворот с газом в пол, так что я не вижу особой разницы с тем, что было раньше. Если вы зададите этот вопрос Найджелу Мэнселлу, возможно он даст другой ответ.
Вопрос: Команды сейчас обсуждают, как изменить регламент, чтобы сделать машины быстрее в 2017-м. У вас есть идеи на этот счет?
Фелипе Масса: Я считаю, что задача гонщиков – пилотировать, а не давать советы. В данный момент мы слышим только разговоры о том, как сделать машины быстрее, но не в ущерб обгонам. В такой ситуации сложно что-то комментировать или найти правильное решение.
Для меня важнее всего следующее: если мы что-то меняем, то это должны быть продуманные изменения. Если у машин появится «граунд-эффект», и при этом при нахождении вплотную позади соперника вы не будете терять прижимную силу – здорово! Как я сказал, изменения должны быть продуманными – иначе не стоит и начинать. Таков мой ответ на перемены в 2017-м. Я понимаю, что инженеры лучше нас осведомлены о ситуации, но если будет допущена ошибка и обгонов станет меньше, люди продолжат жаловаться.
Вопрос: Вы провели летний перерыв в Бразилии?
Фелипе Масса: Да.
Вопрос: Вы видели, как идет реконструкция Интерлагоса?
Фелипе Масса: Нет. Насколько мне известно, изменений будет немного, и в основном они касаются инфраструктуры. Надеюсь, они успеют до начала Гран При! (смеётся)
Вопрос: Как вы провели летний перерыв?
Фелипе Масса: Немного погонялся в картинге.
Вопрос: Участвовали в гонке или просто тренировались?
Фелипе Масса: В основном тренировался, но и провёл гонку. Это были карты начального уровня, не очень быстрые.
Вопрос: Вы выиграли?
Фелипе Масса: Нет! (смеётся) На самом деле я занимал первое место, но мы гонялись в одной команде с братом, так что когда он сел за руль, мы опустились на второе место, а потом наш карт сломался.