В интервью перед Гран При Венгрии Себастьян Феттель высказал свою точку зрения на расстановку сил в чемпионате и жёстко критиковал последние нововведения FIA. Кроме того, он прокомментировал заявление Кристиана Хорнера о том, что уже в 2018 году может оказаться в Mercedes...
Вопрос: Один парень сказал, что в 2018 году вы перейдёте в Mercedes. Он надёжный источник?
Себастьян Феттель: Прежде он был достаточно надёжным источником, но я не знаю, с кем он говорил, и какое у него было настроение. У некоторых людей временами возникают всякие идеи. Все имеют на них право.
Вопрос: Пять месяцев назад вы намеревались сражаться за титул с Mercedes, а сейчас ведёте борьбу с Red Bull Racing. Как вы это объясняете?
Себастьян Феттель: Результаты всё объясняют. Мы заработали недостаточно очков, чтобы оказаться на лучших позициях на настоящий момент. Но мы знаем свои возможности и не должны постоянно оглядываться на то, где и сколько очков упустили, и где могли добиться более высокого результата – наша главная проблема в том, что мы всё ещё недостаточно быстры.
Мы знаем, что занимаем не те позиции, на которых хотим быть, и продолжаем напряжённо работать. Если бы мы могли всё быстро изменить, поверьте мне, мы бы это сделали. Но порой сделать это нелегко. Однако в целом мы движемся в верном направлении и добиваемся определённых успехов, хотя это не всегда легко увидеть.
Вопрос: В прошлом году вы раскритиковали кубки, которые получили гонщики на подиуме в Венгрии, и в этом сезоне организаторы решили вернуться к традиционным фарфоровым призам. Вы счастливы? Это повысит вашу мотивацию?
Себастьян Феттель: Видите, как я влиятелен, я даже могу изменить призы! Думаю, это хорошая новость. Разумеется, мотивация победить здесь в любом случае высока – отличная трасса, великолепная атмосфера, одна из лучших в этом плане в году, так что мы надеемся повторить прошлогодний успех и получить правильный приз.
Вопрос: Команда рассказала вам, чему вы научились на тестах? Вы говорили с Джеймсом Эллисоном о новинках?
Себастьян Феттель: Мы постоянно прогрессируем, так что да, хотя я и не был на тестах в Сильверстоуне, команда сообщила мне о всех деталях. В первый день, когда в машине был Шарль Леклер, мы потеряли много времени из-за погоды, но всё же кое-чему научились. Второй день, когда за руль сел Кими, разумеется, был очень важен.
Я не буду вам говорить, что мы узнали, думаю, никто вам этого не расскажет, скажу лишь, что это было достаточно интересно, мы нашли ответы на некоторые вопросы и добились значительного прогресса. Теперь наша задача – убедиться в том, что мы усвоили все эти уроки, и в конечном счёте, надеюсь, мы станем быстрее.
Вопрос: Это, возможно, самый сложный в карьере сезон для вас? Насколько трудно справляться с неудачами?
Себастьян Феттель: Нет, я так не думаю. Всё достаточно просто: я не смог финишировать в трёх гонках, и если бы их закончил, ситуация была бы совершенно иной. Те пилоты, с которыми вы меня сравниваете, финишировали почти во всех гонках. Так что ясно, что всё пошло совсем не так, как мы рассчитывали, и мы не на тех позициях, на которых хотели бы быть, но всё не так плохо, и у нас нет оснований говорить о регрессе или чём-то подобном.
Если взять последнюю гонку – худшую с точки зрения конкурентоспособности, где мы не только много уступили Mercedes, но и машины Red Bull в гонке впервые оказались быстрее нас. Кое-что пошло не так, как надо, но как я уже сказал, мы со многим разобрались на тестах, и это должно помочь нам вернуть скорость. Трудно всё изменить за одну ночь, но сейчас мы на совсем другой трассе, и я вовсе не думаю, что это самый сложный сезон в моей карьере. Я переживал и более трудные времена, как два года назад.
Вопрос: Машины Red Bull Racing представляют здесь для вас угрозу? Эта трасса должна им подойти?
Себастьян Феттель: Да, но я считаю, что эта трасса должна подойти и нам. Не думаю, что мы должны приезжать на трассу и думать о том, как хороши здесь могут быть соперники. Нужно сосредоточиться на себе. Так что, отвечая на ваш вопрос – я не знаю, но, конечно, в последних гонках они добились определённых успехов. Сильверстоун, похоже, им особенно подошёл, в том числе из-за погоды. Вряд ли стоит ожидать, что здесь они окажутся слабее, но мы считаем, что сами выступим лучше.
Вопрос: С какими ощущениями вы возвращаетесь сюда после прошлогодней победы, и что изменилось за этот год?
Себастьян Феттель: Организаторы сменили асфальт, поменяли довольно много поребриков, так что многое изменилось. За это время я отлично сработался с командой, сейчас нам гораздо легче разбираться с проблемами, если они возникают – я точно знаю, с кем мне нужно говорить по тому или иному поводу. Думаю, ожидания примерно такие же, может быть немного выше, но и наша машина в этом году сильнее.
Конечно, если говорить о гонке, то невозможно предсказать, как всё сложится, но мы здесь именно для того, чтобы попытаться добиться максимально возможного результата. Разумеется, после прошлогодней гонки осталось много эмоций, много приятных воспоминаний, и мы постараемся финишировать на такой же позиции.
Вопрос: В этот уик-энд FIA будет контролировать соблюдение пределов трассы при помощи электроники. Как вы считаете, это хорошая идея для будущего?
Себастьян Феттель: Нет. На мой взгляд, во всём виновата FIA. Это они строят автодромы, на которых ехать за пределами трассы выгоднее, чем по самой трассе. Сегодня утром я гулял по треку, и выглядит всё это достаточно печально – было потрачено много денег. Им пришлось дорого заплатить за то, чтобы положить определённый вид поребриков лишь только потому, что ехать за пределами трассы быстрее, чем по ней. Поэтому, на мой взгляд, целью должно быть такое изменение конфигурации, которое не позволяло бы вам покидать трассу, тогда и датчики не нужны. Всё это несколько бессмысленно, не правда ли?
Вопрос: Что вы думаете об обновлённых ограничениях на радиопереговоры?
Себастьян Феттель: Это полная ерунда. Такое впечатление, что всё это какая-то шутка. Я посмотрел запись гонки в Сильверстоуне, и как зрителю мне показалось, что было достаточно интересно слышать, как гонщик начинает немного паниковать и одновременно паникует команда. Я считаю, что именно человеческий элемент делает наш сложный технический вид спорта интересным, поэтому, на мой взгляд, выбран неправильный путь. Они запретили много скучных радиопереговоров, я не вижу в этом смысла.
Если вы хотите что-то изменить – измените машины. Нет проблем, давайте вернёмся к V12, ручным коробкам передач и двум кнопкам на руле – одна для лимитатора скорости, другая для включения радио, только чтобы сказать, что ты едешь в боксы, откажемся от электроники, и нам не придётся всё это запоминать.
Каждая кнопка на руле для чего-то нужна. Никто не думает: «Ах, да, мы можем вставить кнопку, давайте разместим её на руле». Посмотрите на рули 1995 года или спросите у тех, кто пилотировал те машины, их всё ещё много в паддоке – то рулевое колесо гораздо проще, потому что сами автомобильные технологии были более простыми. Это не наша, гонщиков, вина, что машины сегодня настолько сложны, что для них теперь нужны толстые инструкции и руль с кучей кнопок, чтобы всем этим управлять. Поэтому я считаю, что мы движемся в неправильном направлении, я думаю, это плохо, и нам должны вернуть возможность говорить то, что мы хотим.
Вопрос: Ваши впечатления о новом покрытии? Что скажете об этих поребриках?
Себастьян Феттель: Ничего не скажу, это точно такие же поребрики, как и на всех остальных трассах, что немного печально. Думаю, больше всего денег трассы сейчас тратят на установку новых поребриков.
Что касается асфальта, то на мой взгляд, в какой-то степени кочковатый асфальт Хунгароринга придавал трассе характер. Посмотрим, сколько кочек осталось, жаль, если все они исчезнут. Поребрики тоже определяют характер и душу трассы, и если мы используем везде одни и те же поребрики, то и трассы получаются одинаковыми, только с различными типами поворотов.
Но трасса – это не только конфигурация, это и кочки, и поребрики, которые отличают её от остальных и дают возможность гонщикам показать себя. Если вы ставите везде одни и те же поребрики, то вы убираете этот элемент, и мне жаль, что это происходит. Я совсем не поклонник этого.