Накануне Гран При Австралии Марк Уэббер говорил с журналистами о предстоящем сезоне и своих ощущениях от технических новинок…
Вопрос: Уже в первый день тестов в Барселоне вы сказали, что соскучились по гонкам. Огорчены затянувшимся ожиданиям?
Марк Уэббер: Мы проделали большой объём работы, но её главная цель – подготовка к гонкам. Все были разочарованы отменой Гран При Бахрейна, но теперь мы здесь, и с нетерпением ждём старта. Команды мечтают увидеть расстановку сил. Мы можем целый день нарезать круги на тестах, но главное – гонки.
Вопрос: У новой машины Red Bull Racing нет очевидных проблем со скоростью и надёжностью. Можно ли сказать, что больше всего вопросов связано с резиной?
Марк Уэббер: Да, сейчас многие думают о том, как может сложиться этот уик-энд. В Барселоне нагрузка на резину была достаточно большой, и многие воспринимали ситуацию критически, но с тех пор она несколько изменилась к лучшему.
Посмотрим, как сложится первая часть австралийского уик-энда. Если будет сухо, то я пока не представляю, как мы будем работать с дополнительным комплектом резины – ресурс мотора ограничен, и мы не можем жертвовать им ради тестов шин.
Вопрос: Не боитесь, что новые шины превратят гонку в лотерею?
Марк Уэббер: Возрастёт риск ошибок при разработке стратегии, при проведении пит-стопов и принятии решений на командном мостике. Очень важно всё сделать правильно. В прошлом году мы видели, как после своевременного пит-стопа гонщики возвращались в группу лидеров – сейчас важность этого фактора возрастёт многократно.
Пока мы не знаем, сколько понадобится пит-стопов – это зависит только от резины. У нас достаточно топлива, чтобы добраться до финиша, поэтому главное – оптимально распределить ресурс шин на дистанции. Выезд машины безопасности может стать ещё одним фактором.
Несколько лет назад в Канаде Фернандо Алонсо за рулём McLaren ошибся при выборе резины, и его атаковал Такума Сато на медленной Super Aguri. Если такое происходит эпизодически – хорошо, если на каждом Гран При – нет.
Вопрос: Учитывая появление управляемого элемента заднего антикрыла, гонки перестанут быть чистым спортом?
Марк Уэббер: Хороший вопрос. Посмотрим, насколько серьёзным фактором станет заднее антикрыло, какую роль сыграет резина. Важно, чтобы Формула 1 осталась прежней, и при этом необходимо учесть все факторы.
Все хотят видеть более яркую борьбу. Вспомните гонки фестиваля Формулы Ford в Брендс-Хэтч – они действительно феноменальны, но нам нельзя опускаться на уровень младших серий. Не думаю, что прошлый сезон Формулы 1 кому-то показался скучным, как и годы противостояния Bridgestone и Michelin. Прошлые три или четыре сезона получились очень интересными, и нам нужно развивать этот интерес, не потеряв в уникальности.
Вопрос: Руководитель команды Ferrari Стефано Доменикали сказал, что из-за ситуации с резиной квалификация не будет иметь столь серьёзного влияния на результаты гонки. В прошлом году вы уступали напарнику меньше десятой в квалификации, это значит, что в 2011-м у вас больше шансов?
Марк Уэббер: В прошлом году, если не возникало проблем с надёжностью, ситуация на 80% определялась на первом секторе после старта. Вероятно, теперь этот процент снизится.
Я не думаю, что получу преимущество по сравнению с 2010-м. Да, теперь можно уделять большее внимание подготовке к гонке, но и в субботу нужно всё сделать верно. Если есть такая возможность, никто не откажется стартовать с первого ряда.
Стефано прав на 100%. Нужно понять, как сработает идея с задним антикрылом, когда вы атакуете лидера и уступаете ему меньше секунды. Тем не менее, квалификация тоже важна – вы не сможете добиться хорошего результата, стартуя 12-м. Начиная гонку в первых рядах, гораздо легче контролировать ситуацию.
Вопрос: Перед началом уик-энда вы выглядите более расслабленным, чем прежде. Прошлый сезон многое изменил?
Марк Уэббер: В прошлом году нам удалось решить несколько серьёзных задач – и команде, и мне за рулём машины. Сезон мог сложиться для меня гораздо хуже, но я смог преодолеть множество барьеров, добиться прогресса. Одни уик-энды складывались хорошо, другие – хуже, но мы с Себастьяном мотивировали друг друга, и в целом это была профессиональная работа. Я получил удовольствие от борьбы.
Моя расслабленность больше связана со стабильностью команды и конкурентоспособностью машины. Перед началом уик-энда всегда присутствует определённое беспокойство, но я провожу десятый сезон, и действительно более спокоен, чем несколько лет назад.
Вопрос: Себастьян Феттель говорил о возможной забастовке гонщиков, если возникнут проблемы с безопасностью при использовании управляемого элемента заднего антикрыла и KERS. Вы обсуждали это между собой?
Марк Уэббер: В Барселоне состоялось заседание профсоюза GPDA с участием Чарли Уайтинга, но я ушел до его завершения – дискуссия шла по кругу, как это часто бывает, когда в споре участвуют тридцать человек!
Я не понимаю, почему мы можем использовать управляемый элемент заднего антикрыла в квалификации без каких-либо ограничений. Это решение должно помогать при обгоне во время гонок, кроме того, теперь мы используем KERS, который, как прошлогодний воздуховод, нужно активировать как можно скорее – получается, словно одной рукой вы стучите себя по голове, а другой гладите по животу.
Мне приходилось гоняться в Монако с ручной коробкой передач за рулём F3000 – все мы можем управлять машиной одной рукой, но последние новинки не кажутся очевидными.
Вам нужно показать лучшее время в квалификации, нажимая при этом множество кнопок. Их все нажимают, но тогда в чём преимущество? Вы лишь отвлекаетесь от трассы, работаете с дополнительной нагрузкой, которая в данном случае не имеет смысла. Это не сделает борьбу зрелищнее, ведь задача у всех одна – показать лучшее время, и при этом одинаковые инструменты. Зачем дополнительно нагружать гонщиков? Я не вижу смысла. Использование управляемого элемента заднего антикрыла в гонках – это совсем другая история.
Если же говорить о KERS, то с рекуперацией тоже не всё понятно. Система есть у всех, а значит – никто не получит большого преимущества, но теперь всем придётся следить за расходом энергии, за белой полосой разметки, определяющей отставание, за активацией антикрыла. Со всем этим мы сможем разобраться только по ходу гонок.
Вопрос: Ситуация хуже, чем с воздуховодом в прошлом году?
Марк Уэббер: Да, ведь тогда был только один фактор. Нам нравилось использовать дополнительное техническое решение, но когда оно есть у всех, зачем усложнять? К примеру, как в Сингапуре нажимать эти кнопки…
Вопрос: Может возникнуть проблема с круговыми, которые после обгона захотят вернуться в один круг с лидером?
Марк Уэббер: Мне бы не хотелось, обогнав гонщика на круг, тут же видеть, как он получает преимущество в 10 км/ч на прямой. Я не понимаю, зачем это нужно, и как мы решим вопрос синих флагов.
Нам ещё предстоит разобраться с использованием управляемого элемента заднего антикрыла в гонках. Думаю, в принципе решение имеет смысл, но надо учесть – при этом гонщикам придётся менять баланс тормозов, управлять работой других систем…
Вопрос: Есть определённый риск, связанный с использованием заднего антикрыла на скоростных участках?
Марк Уэббер: Да, в скоростных поворотах. Достаточно назвать Eau Rouge в Спа – именно поэтому я говорил о квалификации, ведь в ней гонщики смогут активировать систему в любом месте, а не только на прямой в зоне обгона. Если вы будете менять положение антикрыла в Eau Rouge, Copse или Becketts – это не улучшит ситуацию.
Мы знаем, команды хотят, чтобы мы атаковали на пределе, но не думаю, что в данном случае нужно позволять им слишком многое. Управляемый элемент заднего антикрыла должен способствовать увеличению числа обгонов в гонке, но зачем разрешать использовать его в Eau Rouge? В прошлом году мы пробовали проезжать там с активированным воздуховодом, и это было на грани допустимого – Чарли Уайтинг тогда был не очень доволен.