Гоночный директор FIA Чарли Уайтинг ответил на вопросы журналистов, касающиеся ограничения радиообмена между гонщиками и командами.
Вопрос: По ходу первой тренировки было много странностей. Как определить, что считается советами гонщикам, что – технической информацией? Что можно сообщать, что нельзя? Например, советы по поводу тормозного баланса – это что?
Чарли Уайтинг: Вы видели техническую директиву, которую я разослал командам? Нет? Это несколько затруднит наше общение. На этот конкретный вопрос ответ совершенно понятен: команда имеет право проинформировать гонщика о необходимости скорректировать тормозной баланс, с этим нет проблем. Но при условии, что речь не идёт о конкретных участках трассы. Другими словами, фразы типа «На один щелчок вперёд перед 5-м поворотом» или «На два щелчка назад перед 10-м поворотом» мы склонны считать советами гонщику, попытками ему ассистировать. Но если речь идёт о тормозном балансе в целом или изменении любого другого параметра машины, который влияет на общее поведение машины – тогда проблем нет.
Прежде всего, мы хотели, чтобы прекратилась тренерская помощь гонщикам.
Вопрос: Вы можете сказать, что стало первопричиной введения этих ограничений именно накануне сингапурского уик-энда? И какие специфические вопросы обсуждались с командами вчера, из-за которых выяснилось, что реализовать новое правило сейчас невозможно?
Чарли Уайтинг: Это было сочетание факторов. Становилось очевидным, что команды все больше и больше помогают гонщикам. Это противоречит Статье 20.1 Спортивного регламента. Но когда мы начали более детально изучать этот вопрос, выяснилось, что одни команды могут получить преимущества перед другими. Речь идёт не только о возможности быстро реагировать на введение нового правила – это связано с выбором конкретных компонентов машины, который был сделан год назад. Полагаю, вы знаете, например, что в разных машинах используется два разных типа дисплеев. Поэтому в интересах справедливости было решено, что лучше ввести ограничения в два этапа.
Вопрос: Для чего вообще вводить ограничения именно сейчас, почему вы не стали дожидаться следующего сезона? Ведь это было бы проще, чем сейчас, когда до конца чемпионата осталось только шесть гонок?
Чарли Уайтинг: Да, это было бы проще. Но если вы видите, как что-то уже сейчас не соответствует требованиям правил, нужно предпринимать какие-то шаги.
Вопрос: От кого всё-таки изначально исходила сама идея? Её подала FIA или глава менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоун? Он утверждает, что тоже приложил к этому руку…
Чарли Уайтинг: Да, этот вопрос был поднят на заседании Стратегической группы Формулы 1 в Монце.
Вопрос: Он был поднят Экклстоуном?
Чарли Уайтинг: Я не уполномочен рассказывать о том, что происходит на этих заседаниях. Но эта тема оказалась в центре внимания в Монце.
Вопрос: По ходу первой тренировки вы уже слышали что-то такое, что вызывало у вас вопросы? И какими будут возможные штрафы за нарушение нового правила?
Чарли Уайтинг: Нет, на первой тренировке мы ничего такого не слышали. Думаю, команды внимательно следили за радиообменом, стараясь не нарушать правило. Что касается второго вопроса, то штрафы назначаю не я, а стюарды. Я буду сообщать им о возможных нарушениях, а они будут определять размер штрафа. Думаю, это должны быть, скорее, штрафы спортивные, а не денежные. Если нарушения происходят по ходу гонки, могу предположить – подчеркиваю, это лишь моё предположение – что это может быть 5-секундный штраф, если на тренировке – это может быть потеря нескольких стартовых позиций.
Вопрос: Вы планируете как-то упростить правило, связанное с ограничением радиообмена, к следующему сезону? Или наоборот, распространить его на какие-то новые области?
Чарли Уайтинг: План состоит в том, чтобы правило охватывало широкий спектр вопросов, чтобы оно распространялось на техническую информацию, касающуюся скорости машины, которую получают гонщики. Это неизбежно усложнит ситуацию, но, по-моему, таков характер нашего спорта. Полагаю, упростить это правило крайне тяжело, если только вообще не демонтировать радиопередатчики с машин. Это было бы проще всего. Но мне кажется, это не встретит одобрения.
Вопрос: У нас 22 гонщика, 11 команд – сколько человек у вас занимаются мониторингом радиообмена?
Чарли Уайтинг: Мы собираемся привлечь к работе 8 человек. В эфире одновременно могут звучать переговоры с тремя или четырьмя гонщиками, но всё записывается, и потом мы без проблем сможем всё прослушать.
Вопрос: Для чего с такой же строгостью применять это правило во время тренировок и квалификаций?
Чарли Уайтинг: Мы считаем, что гонщик должен управлять машиной самостоятельно, без посторонней помощи. Команды не должны сообщать, что он слишком глубоко заходит в поворот, чтобы он раньше выходил на апекс. С этим он должен определяться сам, и команда не должна сообщать ему, как он едет в сравнении с напарником. Это основной принцип.
Вопрос: Может быть, введение запрета на радиопереговоры – первый шаг к введению запрета на телеметрию?
Чарли Уайтинг: Нет, у нас вообще нет планов двигаться в этом направлении. Это вообще не обсуждалось. Пока идёт речь только о применении Статьи 20.1 Спортивного регламента.