Тото Вольфф: Когда-нибудь я расстанусь с Формулой 1

Тото Вольфф начинал свою карьеру в Формуле 1 в 2009 году в команде Williams, где сначала был одним из акционеров и входил в состав совета директоров, а затем получил должность исполнительного директора. Но уже в январе 2013 года он возглавил Mercedes Motorsport, гоночное подразделение штутгартского концерна, именно под его руководством заводская команда Mercedes AMG стала чемпионом и удерживает ведущие позиции в Формуле 1 уже третий сезон подряд. В интервью F1i.com Тото Вольфф рассказал о себе и о своей работе.

Вопрос: У вашей семьи польско-румынские корни – можете немного рассказать о ней? И почему у вас норвежское имя?
Тото Вольфф: Я воспитывался в польской семье, поэтому владею польским. Моим детям 12 и 14 лет, и они сказали, что тоже собираются выучить этот язык, чтобы он не был утрачен. Интересный поворот! Моя мать полька, вместе с родителями она уехала из Польши в конце 60-х, сбежав от коммунистов, и в Вене встретила моего отца, румына по национальности. Но по какой-то странной причине мне дали норвежское имя Торгер, которое вообще-то означает «копьё Тора».

Вопрос: Суровое имя!
Тото Вольфф: Зато «Тото» вызывает противоположные ассоциации, ведь так звали собачку из сказки «Волшебник из Страны Оз».

Вопрос: А ещё это название популярной американской группы…
Тото Вольфф: Кроме того, так звали одного из самых знаменитых и жестоких итальянских мафиози – Тото Риина.

Вопрос: Вы стали успешным бизнесменом ещё до того, как пришли в Формулу 1…
Тото Вольфф: Слово «бизнесмен» - такое клише… Хочется найти термин получше. В немецком языке есть слово Unternehmer, т.е. предприниматель. Это не менеджер, это тот, кто идёт на риск и получает за это соответствующее вознаграждение, человек, который активно участвует в игре.

Вопрос: Вам не кажется, что с точки зрения бизнеса Формула 1 работает не вполне нормально? Что некоторые руководители команд немного не от мира сего?
Тото Вольфф: По-моему, доля безумия есть в том, что многие не понимают одного: Формула 1 похожа на любой обычный бизнес. Здесь действуют всё те же финансовые реалии и правила. Но некоторые люди иногда отрываются от реальности из-за того, что чемпионат привлекает огромное внимание прессы.

Бывает, кто-то возомнит о себе неизвестно что, думая, что стал настоящей знаменитостью. Но правда в том, что они лишь управляют маленьким бизнесом, если смотреть на ситуацию в глобальном контексте. Например, штат нашей компании порядка 1500 человек, а её оборот на уровне 500 млн. евро. В одной только Австрии я вам найду, наверное, три тысячи компаний, более крупных по масштабу.

Всё объясняется вниманием прессы, люди видят себя по ТВ и иногда теряют связь с реальностью.

Вопрос: Разумеется, добиться успеха в Формуле 1 очень трудно, а что можно сказать об управлении этим бизнесом? Это проще, чем принято думать, или сложнее?
Тото Вольфф: Здесь всё достаточно конкретно и линейно, ведь, как и в любом другом бизнесе, всё дело в людях, в ресурсах, в стратегическом планировании и выполнении этих планов. Если в Формуле 1 сложить воедино всё факторы – гонщиков, специалистов, двигатели, финансовые и технологические ресурсы, командный дух, затратить определённую энергию и время, то в итоге вы добьётесь успеха.

Звучит банально, но это так. Команда хороша ровно настолько, насколько хороши наши специалисты, и насколько эффективно мы умеем работать вместе. Вы можете пригласить парочку суперзвёзд, но из этого ничего не получится, если они не смогут нормально взаимодействовать друг с другом.

Вопрос: Когда создавалась команда Mercedes, поговаривали, что в ней слишком много начальников. Казалось, что тогда вы брали на работу всех бывших технических директоров в паддоке. Как вам удалось добиться, чтобы всё это эффективно работало?
Тото Вольфф: Тогда никто не понимал, что на самом деле делает Росс Браун. У нас не было пяти технических директоров, потому что все они занимали разные должности. У Росса хорошее видение перспективы, он знал, что нужно делать, знал этих людей, потому что с ними работал, и начал создавать действительно мощную команду…

Браун выстроил прочную структуру, а мы постарались добиться максимально эффективной работы всей организации. Кстати, Red Bull была первой командой, которая поняла, что по мере роста команды, по мере увеличения её ресурсов, вы постепенно приближаете спортивные успехи. Когда в 2014 году Формула 1 переходила на новый технический регламент, и в чемпионат пришли новые технологии, именно благодаря опытным специалистам мы смогли сразу набрать хороший темп.

Вопрос: Сейчас вы выигрываете всё подряд, но это не может продолжаться вечно, потому что Формула 1 развивается циклично, ведь была эпоха McLaren, эпоха Williams, эпоха Шумахера. Как вы будете действовать, когда завершится ваш успешный цикл? У вас есть какой-то план?
Тото Вольфф: Нельзя вечно выигрывать все гонки и все чемпионаты. В спорте так не бывает. Но я считаю, что нет какой-то финишной черты, после пересечения которой успешный период для команды заканчивается. Команда должна постоянно развиваться и стабильно двигаться вперёд. Это динамичная структура, которая должна адаптироваться к новым обстоятельствам, новым правилам, должна приглашать новых людей и помогать им прогрессировать. Это сложная работа, но она нам очень нравится.

Что касается ожиданий, которые связывают с командой её сотрудники, то мы должны активно работать на опережение, объяснять людям, что однажды ситуация может измениться. Кроме того, есть ещё и совет директоров Mercedes, и в этом контексте очень важно правильно наладить взаимопонимание и с ним.

Вопрос: Вы не похожи на карьериста, который собирается навсегда прописаться в Формуле 1. Чем Тото Вольфф займётся в будущем?
Тото Вольфф: У меня такой склад характера, что я люблю принимать новые вызовы, и меня совершенно не привлекают гламур и шумиха Формулы 1. Наоборот, всё это усложняет мою жизнь, ведь есть риск, что это может затянуть, и я этому сопротивляюсь. Когда-нибудь я расстанусь с чемпионатом и вернусь к тому, что делал раньше – вновь буду заниматься частными инвестициями.

Вопрос: Уже упоминалось, что кое-кто из ваших коллег по паддоку немного не от мира сего, но самый безумный из них работает в вашей команде. Расскажите вкратце, как вам работается с Ники Лаудой, легендой Формулы 1?
Тото Вольфф: Мы нашли неплохой подход. В самом начале мы оказались в ситуации, когда каждый принимал свои решения, каждый был сам себе начальником, и неожиданно в концерне Daimler решили, что это пойдёт на пользу команде, если мы продолжим работать вместе. Нам понадобилось полгода или даже год, чтобы найти правильный баланс, и теперь всё настолько хорошо, что лучше просто не бывает.

По словам Ники, у него нет друзей, но пару недель назад он мне сказал: «Если друзья вообще бывают, то ты, наверное, к этому ближе всего». Я воспринял это как комплимент. Мы вместе путешествуем, каждый день общаемся. Для неисполнительного директора компании он занимает очень активную позицию, он прекрасный партнёр и для меня, для гонщиков, он умеет отвечать на любые вопросы, которые ему задают, и я очень рад, что он работает в нашей команде.

Текст: . Источник: F1i.com
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.