В следующем году Формулу 1 ждут серьёзные перемены, главный конструктор Williams Эд Вуд рассказал журналистам пресс-службы команды о задачах, которые предстоит решить в ближайшие месяцы...
Вопрос: Эд, в какой момент вы заканчиваете работу над проектом одной машины и переключаетесь на другую?
Эд Вуд: Все зависит от того, насколько сёрьезны перемены в регламенте, и в меньшей степени - от ситуации в текущем чемпионате. Во второй половине сезона команды всегда ищут компромисс между работой на перспективу и поддержкой текущего проекта. В прошлые годы, когда перемены в регламенте были минимальны, мы начинали работу над новой машиной в апреле-мае, а доработку действующей завершали в конце августа - начале сентября.
Вопрос: Что изменится в конструкции машин?
Эд Вуд: Есть три серьезных аспекта. Во-первых - аэродинамика, регламент был пересмотрен для сокращения прижимной силы и уменьшения турбулентности воздушного потока позади машины, препятствующего обгону. Что касается визуальных изменений, то переднее антикрыло станет шире и будет расположено ниже, исчезнут вспомогательные элементы аэродинамики, заднее антикрыло уменьшится, диффузор изменит профиль и опустится ниже.
Во-вторых, в 2009-м вернутся слики, что позволит отчасти компенсировать потерю сцепления с трассой из-за недостатка прижимной силы, в-третьих - на машинах появится KERS - система рекуперации кинетической энергии, запасающая энергию на торможении и позволяющая гонщику, нажатием кнопки на руле, получить прибавку в 80 сил к мощности мотора.
Вопрос: Как новый регламент повлиял на процесс разработки машины?
Эд Вуд: Сам процесс не особенно изменился, как и прежде необходимо тесное взаимодействие специалистов по аэродинамике, конструкторов и руководства команды. Очевидно, нужно было создать коллектив инженеров, занимающихся разработкой KERS, но самая серьезная задача - зимние тесты, график очень плотный, нужно проверить множество новинок.
Вопрос: Работа над новой машиной идет по запланированному графику?
Эд Вуд: Да, мы разработали детальный график в конце 2007-го, когда точно выяснились перемены в регламенте. Были намечены цели развития аэродинамики и механики, расписание тестов для проверки ключевых элементов. Работы идут точно по графику, в сентябре мы привезли в Херес новую коробку передач, заднюю подвеску, основные элементы системы KERS и прототип аэродинамического обвеса, включающий заднее антикрыло и диффузор, соответствующий регламенту на сезон 2009 года. Тесты прошли хорошо, и столь ранее начало работ очень помогло - мы начали программу зимних тестов с рабочими вариантами систем, которые будем использовать в 2009-м.