Судьба чемпионского титула 2008 года была решена в последнем повороте финальной гонки. В паддоке Формулы 1 есть человек, который знает о плотной борьбе практически все. В 1984 году Ники Лауда выиграл титул с преимуществом всего в пол-очка над Аленом Простом, и сегодня австрийский ветеран подводит итоги недавно завершившегося сезона...
Вопрос: После захватывающего бразильского финала прошло чуть больше недели, как вы оцениваете этот сезон?
Ники Лауда: Он стал одним из лучших на моей памяти: за три гонки до финиша за титул боролись четыре гонщика, представляющие три разные команды – это поистине уникальный случай! В финале от пилота требовалось, прежде всего, хладнокровие, а от команды – машина, способная «выстрелить» в нужный момент. В общем, снимаю шляпу перед всеми участниками!
Вопрос: Судьба титула была решена в последнем повороте финальной гонки – по-вашему, победил достойнейший?
Ники Лауда: Да, поскольку достойнейшим из претендентов является тот, кто по итогам сезона набрал наибольшее количество очков, и им стал Льюис Хэмилтон. Практика показывает, что обладатель быстрейшей машины или победитель большего числа Гран При совсем не обязательно становится чемпионом. Хэмилтон собрал все воедино и выиграл титул.
Вопрос: Что обеспечило Хэмилтону то самое преимущество в одно очко над Массой? Мастерство? Команда? Удача?
Ники Лауда: По сути, все вышеперечисленное. Как я уже говорил, чемпиона делает правильное сочетание мастерства, командной работы и удачи, подкрепленное осмысленной осторожностью – нужно знать, когда повышать ставки, а когда следует довольствоваться тем, что имеешь.
Вопрос: И Ferrari, и McLaren предстояло преодолеть кое-какие трудности. McLaren должна была оставить позади прошлогодний конфликт гонщиков и шпионский скандал, а Ferrari – обеспечить плавную передачу полномочий от Жана Тодта к Стефано Доменикали. Чья задача оказалась легче?
Ники Лауда: Обеим командам пришлось потрудиться, однако, шпионский скандал нанес ущерб лишь кошельку и репутации McLaren, и в Уокинге смогли вернуться к обычной жизни, сосредоточившись на доводке машины, ее скорости и надежности, в то время как Ferrari думала о непрерывности руководящего процесса. Стефано занимался вопросами управления ещё до отставки Жана Тодта, однако ему предстояло убедиться в том, что Scuderia не потеряла былую силу. В итоге, каждая из команд одержала победу: Ferrari – в Кубке Конструкторов, а McLaren – в личном зачете.
Вопрос: В конце сезона Масса сделал все от него зависящее, но кто-то считает, что команда его подвела, особенно во время пит-стопа в Сингапуре. Вы разделяете эту точку зрения?
Ники Лауда: Не совсем. Подобные проблемы возникают в пылу борьбы, но никто не действовал против Фелипе. Команда должна сделать выводы и избежать повторения ошибок. Разумеется, без всех этих неприятностей Фелипе стал бы чемпионом мира, но по сбежавшему молоку не плачут – можете не сомневаться, он и Ferrari сделают всё, чтобы добиться успеха в 2009-м.
Вопрос: Ferrari выиграла Кубок Конструкторов с преимуществом в 21 очко, а для этой победы нужны два одинаково быстрых гонщика. Это то, чего не хватает McLaren?
Ники Лауда: По ходу сезона Хейкки Ковалайнен отметился несколькими успешными результатами, ему удалось стать быстрее и стабильнее. Для Льюиса он – идеальный напарник. Ferrari всегда работает на лидера, а когда в команде два сильных гонщика, как в этом сезоне, очевидна возможность победы в Кубке Конструкторов.
Вопрос: Что произошло с Кими? Он начал сезон явным фаворитом, но допустил несколько серьезных ошибок. Райкконен «перегорел»?
Ники Лауда: Кими просто не смог удержать прошлогодний темп, а Фелипе прибавил и закрепил за собой статус первого пилота. В какой-то момент стало ясно, что Кими должен помочь Фелипе завоевать титул, но являлось ли это сигналом того, что финн «перегорел», я не могу сказать.